МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Совместная работа пассажирского комплекса железнодорожных администраций - путь к успеху

В столице Латвийской Республики г. Рига 6–8 сентября 2016 года состоялось восемнадцатое заседание Комиссии по пассажирскому хозяйству Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

В заседании приняли участие руководители пассажирских комплексов двенадцати железнодорожных администраций.

Открывая заседание, руководитель Департамента пассажирской и грузовой работы Дирекции Совета Александр Анатольевич Мишура представил вновь утвержденного решением шестьдесят четвертого заседания Совета председателя Комиссии – Максима Александровича Шнейдера, начальника Департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД».

В начале заседания председатель Комиссии М.А. Шнейдер поблагодарил железнодорожные администрации за оказанное доверие и подчеркнул значимость и важность работы, проводимой Советом по железнодорожному транспорту. Он с уверенностью отметил, что принимаемые в рамках Комиссии решения будут взаимоприемлемы для всех железнодорожных администраций и помогут улучшить работу пассажирского комплекса.

Участников заседания Комиссии приветствовал представитель железнодорожной администрации Латвийской Республики – вице-президент ГАО «Латвийская железная дорога» господин Эрикс Шмукстс.

Как всегда, программа заседания Комиссии была насыщенна. На заседании рассмотрены итоги работы пассажирского комплекса железнодорожных администраций в международном сообщении за 7 месяцев 2016 года. По данному вопросу выступил А.А. Мишура, который отметил, что железнодорожным администрациям удалось замедлить падение объемов пассажирских перевозок. За 7 месяцев 2016 года в международном сообщении перевезено 11,4 млн пассажиров (т.е. 95,5% к аналогичному периоду 2015 года). А на железнодорожных администрациях Эстонской Республики, Республики Таджикистан и Литовской Республики отмечен рост перевозок пассажиров.

При общем снижении пассажирооборота на 1,2%, отмечается его рост на железнодорожных администрациях Эстонской Республики, Республики Таджикистан, Азербайджанской Республики, Литовской Республики, Республики Армения и Республики Беларусь. Средняя дальность перевозки пассажиров увеличилась на 6,8%.

Выполнение графика движения пассажирских поездов на сети железных дорог по сравнению с аналогичным периодом 2015 года по отправлению с начальных станций остался на прежнем уровне – 99,1%, по проследованию и по прибытию на конечные станции – снизилось на 0,2% и на 0,5% соответственно.

В своем выступлении А.А. Мишура обратил внимание на не очень положительную статистику. Железнодорожные администрации за последние три года потеряли 41,1 млн пассажиров (66,8% к 2012 году: в 2012 году перевезено 61,6 млн пассажиров в 2015 году – 20,5 млн пассажиров).

Очевидно, что в жесткой конкуренции на рынке транспортных услуг железнодорожный транспорт уступает по некоторым позициям. Прежде всего, по стоимости проезда. При относительно ее равной стоимости (в сравнении с авиационным транспортом) пассажир выбирает скорость и предпочитает путешествовать самолетами вместо поездов. Единственным аргументом для возврата пассажиров на железнодорожный транспорт может являться снижение стоимости.

Стремясь к повышению уровня организации международных пассажирских перевозок во благо и для удобства пассажиров, на данном заседании было организовано участие потенциальных пассажиров – пользователей железнодорожным транспортом в лице представителе Общества инвалидов «APEIRONS» Латвийской Республики. Руководители пассажирского комплекса железнодорожных администраций в непосредственном контакте ознакомились с проблемами и пожеланиями пассажиров, а в данном конкретном случае – пассажиров с ограниченными возможностями.

В выступлениях представителей железнодорожных администраций на заседании Комиссии также отмечалось, что восстановление объемов пассажирских перевозок возможно при условии предоставления пассажиру конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта.

Железнодорожники уже сегодня проводят работу по развитию новых видов услуг, предоставляемых пассажирам, внедрению электронной продажи проездных документов, созданию автоматизированной системы оформления электронных проездных документов и регистрации на проезд в международном сообщении, сокращению времени для осуществления таможенных и пограничных операций, в том числе проведению контроля в пути следования поезда, увеличению скорости движения поездов и сокращению общего времени в пути следования, а также применению различного рода скидок и понижающих коэффициентов, оптимизации маршрутной сети в соответствии со складывающимися пассажиропотоками, т.е. изменению схем поездов, периодичности их курсирования, маршрута их следования, назначению многогруппных поездов.

Комиссия продолжает поиск дополнительных резервов и инструментов, которые позволят переломить тенденцию снижения объемов перевозок и вернуть пассажира на железнодорожный транспорт.

Отдельные положения СМПС, ОП СМПС, нормативных документов Совета не в полной мере соответствуют реалиям современной жизни и требуют их актуализации. К примеру, в части изменения норм провоза ручной клади и размещения багажа в вагонах на специально выделенных для этого местах. Их пересмотр – в стадии подготовки Комиссией.

Также на заседании Комиссии руководители пассажирского комплекса были проинформированы о проводимой работе по переходу на новую систему расчетов за проследование поезда (вагона) в международном сообщении и принятом решении о ее приостановке до решения вопроса по установлению нулевой ставки НДС при оказании новой услуги по проследованию поездов в международном пассажирском сообщении.

В рамках проводимой работы по актуализации нормативных документов в сфере международных пассажирских перевозок на заседании Комиссии согласованы проекты нормативно-технологических документов, регламентирующих международное пассажирское сообщение между государствами – участниками Содружества. Их – более десяти (это и актуализированные документы, и изменения и дополнения действующих), и они выносятся для рассмотрения и утверждения на очередное шестьдесят пятое заседание Совета. Среди них: ОП СМПС и МГПТ, Соглашение об экономической ответственности за передачу международных пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам, Инструкция по учету передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам, порядку расследования и обмена информацией об опозданиях поездов, Правила пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении и другие.

Большой круг вопросов для решения и согласования Комиссией подготовлен ее экспертной группой (председатель – Валерий Иванович Николаев, директор ПКТБ Л ОАО «РЖД») в части нормативно-технологических документов по ремонту и эксплуатации пассажирских вагонов, курсирующих в международном сообщении между государствами – участниками Содружества. Часть принятых Комиссией решений вынесено для рассмотрения и утверждения на предстоящем заседании Совета, а по другим работа будет продолжена.

Председатель Комиссии М.А. Шнейдер обратил внимание всех участников заседания на вопросы безопасности движения и, в частности, на качество проводимого ремонта пассажирских вагонов. Железнодорожной администрацией Российской Федерации было предложено установить систему экономических санкций к ремонтным предприятиям, допускающим некачественное выполнение ремонта или техническое обслуживание пассажирских вагонов, повлекших их отцепки. По данному вопросу среди участников заседания развернулась серьезная дискуссия. Предложенная мера не плохая, но требует детальной проработки железнодорожными администрациями, внесения изменений во внутренние регламентные документы и договоры с вагоноремонтными предприятиями.

В ходе заседания был рассмотрен ход выполнения работ Плана НИОКР-2016 по тематике пассажирского хозяйства, определена тематика работ в План НИОКР-2017.

Нельзя не отметить усилия Комиссии по выполнению ранее принятых решений Совета в части автоматизации учета передачи международных пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам. Так, в настоящее время проходит опытную эксплуатацию подготовленная в рамках Плана НИОКР автоматизированная система учета перехода международных пассажирских поездов по МГСП (АС УПП МГСП), позволяющая «уйти от бумажной технологии», упростив процесс согласования Сводных ведомостей учета передачи пассажирских поездов, и исключить до минимума «человеческий» фактор в принятии решения об экономической ответственности за передачу международных пассажирских поездов с нарушением графика движения (на 30 и более минут).

Для достижения более эффективного учета передачи поездов Комиссия считает, что эта работа должна быть общесетевой с участием в ее финансировании всех железнодорожных администраций, чтобы исключить параллельное ведение отчетности в автоматизированном режиме и по старой – ручной технологии.

Очень интересна, в плане предоставления расширения возможностей для пассажиров, также выполненная в рамках Плана НИОКР тема по подготовке Типового технологического процесса применения электронных проездных документов железнодорожными администрациями, использующими систему «Экспресс», который определяет единый порядок применения электронных проездных документов в поездах внутригосударственного и международного сообщений и включает, используя веб-ресурс, оформление электронных проездных документов, их контроль и возврат, выполнение электронной регистрации или отказ от нее, организацию посадки пассажиров.

Подводя итог проведенного восемнадцатого заседания Комиссии, можно сказать, что есть обоснованная надежда, что проводимая в рамках Комиссии по пассажирскому хозяйству совместная работа пассажирских комплексов железнодорожных администраций позволит стабилизировать ситуацию с сохранением международного пассажирского сообщения и постепенного возвращения пассажиров на железнодорожных транспорт.

© Евразия Вести X 2016

www.eav.ru