БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


На пути к корпоративному сертификату

На Горьковской железной дороге, как и на всей сети, активно проводится работа по корпоративной сертификации деятельности по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

О том, как сегодня реализуется этот проект, с нами поделился заместитель главного ревизора Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по безопасности движения Дмитрий Владимирович Орлов.

Положение о корпоративной сертификации деятельности по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса утверждено Президентом компании около двух лет назад, 25 декабря 2014 года. Горьковская магистраль вошла в число четырех дорог, где проект реализовывался как «пилотный».

Цель, которая ставится, – вовлечь людей в работу по постоянному улучшению обеспечения безопасности движения, стимулировать трудовые коллективы к созданию эталонного в этой сфере предприятия. Работа эта для ОАО «РЖД» достаточно новая. Прежде всего, руководители должны объективно оценить ситуацию в своем структурном подразделении, действительно ли оно может претендовать на сертификат. И только после этого – подавать заявку на корпоративную сертификацию. Заявка попадает в службу или дирекцию, в состав которой входит предприятие. Там рассматривается его соответствие ряду критериев.

У нас на дороге мы несколько ужесточили требования к претендентам. Необходимо, в частности, чтобы предприятие не имело событий, добилось снижения количества или даже полного отсутствия отказов технических средств, чтобы уровень риска был ниже среднего по хозяйству. Согласованная службой или дирекцией заявка направляется в аппарат главного ревизора дороги по безопасности движения. Мы рассматриваем ее на достоверность и полноту представленных данных, принимаем решение о времени проведения диагностического аудита.

Проводят его работники аппарата РБ и той дирекции или службы, к которой относится предприятие. Думаю, что будем приглашать также представителей центральной дирекции. Связано это с тем, что зачастую предприятию нужна помощь. Руководители хозяйств обязаны помогать ему в выполнении мотивационного задания, выделять ресурсы на поддержание объекта в нормативном состоянии. Мотивационное задание выдается коллективу после проведения диагностического аудита на соответствие предприятия критериям – вместе с заключением, перечнем выявленных несоответствий. И нацеливает на достижение показателей более высокого уровня. Например, на снижение отказов не на 20%, а на 25% или даже на 30%. Чтобы получить сертификат, надо выполнить мотивационное задание в течение года.

Решение о выдаче сертификата может быть принято только через год, не раньше. Через год та же аудиторская группа проводит сертификационный аудит. Она оценивает, насколько выполнено мотивационное задание, устранены ли несоответствия, выявленные при диагностическом аудите. И уже по результатам сертификационного аудита принимается решение, получает ли предприятие сертификат.

Если мотивационное задание не выполнено, сертификат предприятие не получит, но из проекта не «вылетит». Санкций тоже никаких не будет. В таких случаях просто выдается дополнительное мотивационное задание сроком еще на один год.

На сегодняшний день у нас три предприятия получили сертификат. Это Зуевская дистанция электроснабжения, Кировский региональный центр связи и эксплуатационное вагонное депо Лянгасово.

Первоначально было еще два претендента: эксплуатационное локомотивное депо Горький Сортировочный и станция Лянгасово. Но они не смогли выполнить мотивационное задание. Теперь они снова подали заявку на сертификацию на 2017 год.

В ноябре у нас был проведен сертификационный аудит еще двух предприятий, которые получили мотивационное задание в прошлом году. Это Муромский региональный центр связи и Муромская дистанция сигнализации, централизации и блокировки. Вместе с ними заявку подавало также эксплуатационное локомотивное депо Киров. Однако при назначении аудита кировчане взяли самоотвод: сочли, что пока недостаточно готовы. Но, насколько мне известно, они уже намерены заявляться на 2017 год.

Для предприятий, получивших сертификат соответствия, предусматривается установление понижающего коэффициента при расчете показателя относительного количества нарушений безопасности движения поездов. Этот показатель учитывается при определении права на вознаграждение работников структурных подразделений за безаварийную работу.

Кроме того, снижается нагрузка на руководителя, на коллектив в плане контроля. С нынешнего года на сертифицированном предприятии не проводятся технические ревизии со стороны аппарата РБ. А техническая ревизия ЦРБ может проводиться на усмотрение председателя комиссии. Такой порядок регламентирован телеграфным указанием вице-президента ОАО «РЖД» по безопасности движения Шевкета Нургалиевича Шайдуллина. Предприятие получило сертификат – значит, мы доверяем коллективу, мы считаем, что руководители и персонал смогут сами себя контролировать и проводить профилактическую работу в области безопасности движения. Без участия ревизорского аппарата.

Но в любом случае мы не оставим без внимания предприятие. Будет проводиться мониторинг его деятельности, и, если показатели его ухудшатся, если появятся события или увеличится число отказов технических средств, мы можем провести внеплановый аудит или внеплановую техническую ревизию.

Сегодня в департаменте безопасности движения рассматривается участие в корпоративной сертификации не только структурных подразделений, но и в том числе железнодорожных станций первого класса, которые структурными подразделениями не являются, и производственных участков, таких как железнодорожные вокзалы, производственные участки Дирекции пассажирских обустройств и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава. ОАО «РЖД» заинтересовано в сертификации. Поэтому дано задание организовать подготовку к ней примерно 20% структурных подразделений в каждом хозяйстве. Насколько это реально, покажут аудиты.

© Евразия Вести XII 2016

www.eav.ru