НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


«НЕЙРОКОМ»: контроль здоровья машиниста - залог безопасности движения поездов

Безопасность движения поездов непосредственно связана с состоянием здоровья машиниста.

Вопросам необходимости создания системы непрерывного мониторинга здоровья машиниста для повышения безопасности движения поездов, посвящена статья генерального директора ЗАО «НЕЙРОКОМ», доктора технических наук Валерия Васильевича Дементиенко.

В настоящее время на сети железных дорог применяется контроль здоровья локомотивных бригад, включающий в себя предрейсовый контроль по заданному количеству параметров: артериальное давление и пульс, а также периодические медосмотры. Несмотря на достаточно высокую эффективность такого контроля, дополненного мерами профилактики и раннего диагностирования сердечнососудистых заболеваний, полностью избежать серьезных поражений в обеспечении безопасности движения по причине внезапного ухудшения здоровья машиниста, иногда заканчивающегося внезапной смертью, не удается.

Эта ситуация была глубоко проанализирована специалистами Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» (в настоящее время – Центральная дирекция здравоохранения – филиал ОАО «РЖД» (ЦДЗ) и в результате была разработана Программа по профилактике случаев внезапной смерти работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» № 368, утвержденная вице-президентом ОАО «РЖД» О.Ю. Атьковым 13.08.2015 г. Также вопросы по исключению случаев внезапной смерти обсуждались и на ХVI Научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», проходившей 1 декабря 2015 г. под председательством вице-президента ОАО «РЖД» Ш.Н. Шайдуллина.

В результате анализа было принято решение о проработке возможности создания системы мониторинга здоровья машиниста в поездке. Соответствующие поручения в указанной Программе были даны ЦУВС, ЦТ, НУЗ НКЦ ОАО «РЖД» и нашему предприятию. Cоздание такой системы позволит значительно снизить риск внезапной смерти в рейсе благодаря обеспечению врачей необходимой информацией о динамике здоровья машиниста для принятия своевременных профилактических мер, а также экстренных мер при возникновении тенденции к ухудшению здоровья в поездке.

В соответствии с п.13 Мероприятий упомянутой Программы ЗАО «НЕЙРОКОМ», совместно с НУЗ «Научно-клинический центр ОАО «РЖД» представили свои предложения по возможности осуществления дистанционного контроля за состоянием здоровья машиниста в рейсе.

Для реализации указанного дистанционного контроля необходим неинвазивный датчик, располагаемый на машинисте и снимающий информационно значимые параметры о его физиологическом состоянии, а также надежный канал передачи данных на сервер автоматической системы сбора и анализа этих данных.

В настоящее время единственным широко эксплуатируемым (более 60 000 единиц на сети железных дорог России) датчиком, имеющим непосредственный контакт с машинистом, является носимая часть системы ТСКБМ, разработчиком и изготовителем которой является ЗАО «НЕЙРОКОМ». Сейчас системой ТСКБМ оборудовано более 10 500 ед. подвижного состава, из них 940 ед. оборудованы комплексом БЛОК с подсистемой ТСКБМ и на этом подвижном составе работает более 70 тысяч машинистов. Но следует учесть, что система ТСКБМ основана на анализе изменения параметров сопротивления кожи запястья человека и не снимает других физиологических параметров. Поэтому необходимо доработать носимую часть системы и дополнить ее, например, датчиком частоты сердечных сокращений (пульса) или акселерометром или другим, определенным по результатам НИР, уточняющим критерии выявления снижения здоровья.

С борта локомотива данные, снятые датчиками, должны передаваться через оборудованный средствами криптографической защиты технологический канал передачи данных (с использованием связи РОРС). Таким каналом в настоящее время может являться Система взаимодействия АСУЖТ с локомотивом (СВЛ ТР), разработки «НПО ТрансИнфоПроект», установленная более чем на 1600 секций локомотивов 2ЭС6, 2ЭС10, 3ЭС10 и более 100 головных вагонов электропоездов «Ласточка» в составе безопасного локомотивного комплекса БЛОК с подсистемой ТСКБМ. Ежегодно к имеющимся в эксплуатации локомотивам прибавляется более 200 новых секций, оснащенных указанными системами.

Система СВЛ ТР позволяет производить обмен информацией с тяговым и моторвагонным подвижным составом, анализ поступающей с борта информации и формирование различного рода отчетов. Для обеспечения выполнения ряда аналитических функций в СВЛ ТР организовано взаимодействие с различными системами. Эта система в оперативном режиме передает на борт локомотива расписание движения поезда, данные натурного листа поезда, энергооптимальную кривую скорости, занятость впередилежащих блок-участков, временные и постоянные ограничения и ряд других. В свою очередь, с локомотива передается диагностическая информация о состоянии узлов локомотива и т.п. Система СВЛ ТР в режиме онлайн получает из системы АСОУП2 полный набор данных о локомотивах и локомотивных бригадах и имеет значительные резервы для расширения потока передаваемых и обрабатываемых данных.

Таким образом, имеется технологическая возможность с помощью эксплуатирующейся системы передавать в оперативном режиме данные о состоянии машиниста и техническом состоянии бортового оборудования ТСКБМ. Серверное оборудование системы СВЛ TP сдано в постоянную эксплуатацию в ГВЦ ОАО «РЖД» в конце 2013 г. Отображение передаваемой информации возможно реализовать на сайте СВЛ ТР, который предоставляет возможность сформировать отчеты по использованию и техническому состоянию бортовых устройств и различные отчеты о состоянии машиниста.

Однако основная проблема состоит не в технической реализации системы, а в определении минимально необходимого набора снимаемых параметров и критериев оценки по ним текущего состояния здоровья машиниста.

Для решения этой задачи и в соответствии с рекомендациями ХVI Научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» от 01.12.2015 г. № 564, утвержденных вице-президентом ОАО «РЖД» Ш.Н. Шайдуллиным, нами предложено, совместно с НКЦ ОАО «РЖД», в 2017 г. модернизировать и опробовать усовершенствованную систему ТСКБМ на тренажерном комплексе «Кабина машиниста ЭП1М», установленном на базе НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД». Модернизация ТСКБМ будет заключаться в дополнении ее датчиком пульса и обеспечением передачи данных о работе ТСКБМ и параметрах пульса машиниста на север НКЦ. Сотрудники НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» обработают полученные данные, увяжут их с состоянием машинистов и смогут определить требования к качеству снимаемых параметров и критерии определения по ним состояния здоровья человека.

Работа по получению и обработке первичных данных очень большая и трудоемкая. По своей сути она является фундаментом для разработки подобных систем и, соответственно, в ней должны принимать участие и специалисты из академических институтов, в частности, Института высшей нервной деятельности РАН. Опыт совместной работы уже имеется. Так, в 2013 году, по распоряжению старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича в НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» проводилась инструментальная проверка эффективности системы ТСКБМ и получены объективные данные по правильности выбранного для ТСКБМ алгоритма работы.

Так же, как и при проведении проверки эффективности ТСКБМ, потребуется проводить ночные эксперименты с имитацией реальной работы по ведению поезда на большом контингенте испытуемых машинистов. Для этого должны быть задействованы Дирекция тяги и Дирекция скоростного сообщения. Как мы предполагаем, данную работу можно завершить в течение 2017 года в случае открытия НИР по данной тематике. Заявка на проведение НИР подавалась НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» еще в 2015 году. При этом модернизацию системы ТСКБМ, установленной на тренажерном комплексе «Кабина машиниста ЭП1М» в НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» и техническую поддержку НИР со стороны ЗАО «НЕЙРОКОМ» мы готовы осуществить за свой счет. К сожалению, работы в данном направлении в 2016 году по планам НИР не проводились. Надеемся, что в 2017 году эта работа будет проведена. Соответствующие предложения нами направлены в Центральную дирекцию здравоохранения и Дирекцию тяги.

Полученные критерии и уточненные параметры позволят приступить к созданию универсального датчика ТСКБМ-НМ, использование которого совместно с системой ТСКБМ и системой взаимодействия АСУЖТ с локомотивом (СВЛ ТР), разработки НПО «ТрансИнфоПроект» или аналогичной обеспечат возможность реализации дистанционного контроля за состоянием здоровья машинистов в рейсе, начиная с 2019 года.

Однако, по нашему мнению, ограничиваться только анализом текущего состояния здоровья машиниста при работе данной системы не достаточно. В нее должны быть включены и персональные данные машинистов от систем предрейсового контроля и комплексов отбора машинистов по профессионально значимым критериям (аналогичных комплексам УПДК-МК, хорошо зарекомендовавшим себя в Московском метрополитене). Только анализ всех данных о здоровье и психофизиологических возможностях машиниста позволит объективно контролировать его здоровье и исключить случаи внезапной смерти в рейсе.

Подобные системы контроля, по нашему мнению, необходимы и в других транспортных системах, имеющих большую пассажирскую загрузку и плотный график движения, например, в метрополитене. При этом следует учесть, что некоторые компоненты системы уже эксплуатируются в метро. Это системы ТСКБМ на Московском центральном кольце – с 2016 года и комплексы УПДК-МК – с 2015 г.

Считаем очень важным принятие решения о проведении указанной НИР и выработке критериев для дистанционного контроля здоровья машинистов и уверены, что в этом случае будут созданы новые и модернизированы эксплуатируемые системы обеспечения безопасности движения поездов большей эффективности.

© Евразия Вести XII 2016

www.eav.ru