БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» - на страже взаимных интересов

Научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов», прошедшая 17–18 ноября 2016 г. в МИИТе, еще раз подтвердила необходимость контроля за качеством продукции, поставляемой на железные дороги России, ее соответствия всем техническим нормам и требованиям, от которых во многом зависит безопасность движения.

Редакция обратилась к Генеральному директор ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих», Почетному железнодорожнику Владимиру Васильевичу Асриянцу с просьбой ответить на наши вопросы, которые, безусловно, будут интересны нашим читателям.

– Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих».

– Правительством Российской Федерации 18 мая 2001 г. была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Одной из основных задач, направленных на достижение целей реформы, является обеспечение гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний – операторов и пользователей подвижного состава.

В результате проведенной в ОАО «РЖД» реорганизации вагонного комплекса подавляющее большинство грузовых вагонов передано на баланс сторонних организаций, а инвентарный парк грузовых вагонов принадлежности ОАО «РЖД» составил менее 66 тыс. единиц или 5,3% от общероссийского парка, и приобретение новых грузовых вагонов планируется минимально, лишь для обеспечения хозяйственных нужд.

На образовавшимся рынке по ремонту и строительству нового подвижного состава появились новые частные предприятия и «борьба за вагон» и конкуренция в этой области деятельности показала, что в эксплуатации в разы увеличились случаи отказов технических средств на пространстве 1520.

С одной стороны, был образован рынок свободных отношений, однако механизмы и нормативная база взаимодействия его участников остались прежними, из-за чего участники рынка столкнулись с рядом негативно влияющих на их деятельность факторов. В частности, огромное влияние на деятельность участников рынка имеет ОАО «РЖД». Для создания системы равноправных отношений участники рынка принимают консолидированные решения по модернизации механизмов взаимодействия.

Частные операторские компании и производители железнодорожной продукции неоднократно ставили вопрос о выведении ведомственного инспекторского контроля грузовых вагонов и их комплектующих из системы ОАО «РЖД» на коммерческую основу.

В связи с этими требованиями появилась необходимость осуществить структурное реформирование системы приемочного контроля грузовых вагонов и особо ответственных составных частей вагонов.

Приняв во внимание мнения всех участников рынка в перевозочном процессе, 11 февраля 2015 г. в г. Чебоксары на очередном общем собрании членов НП «ОПЖТ» был рассмотрен вопрос об организации самостоятельной независимой структуры, осуществляющей инспекторский и приемочный контроль продукции грузового вагоностроения. Решение о создании такой структуры было принято членами партнерства единогласно, в результате чего на базе НП «ОПЖТ» создана коммерческая организация ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» (ООО «ИЦПВК»).

ООО «ИЦПВК» прошло все необходимые организационно-правовые процедуры, позволяющие Обществу осуществлять свою деятельность, в соответствии с законодательством РФ.

Создание на площадке НП «ОПЖТ» системы независимого инспекторского и приемочного контроля дало возможность и предоставило в новых экономических условиях владельцу инфраструктуры, производителям и собственникам грузовых вагонов перейти на принципиально новые формы взаимодействия, сконцентрировать общие усилия членов НП «ОПЖТ» по контролю качества продукции в области грузового вагоностроения.

– Как осуществляется сотрудничество ООО «ИЦПВК» с участниками перевозочного процесса?

– Сотрудничество ООО «ИЦПВК» с предприятиями вагонного комплекса осуществляется в соответствии с заключенными Договорами на оказание услуг в области инспекционного и приемочного контроля продукции железнодорожного назначения.

Заключаются рамочные договора/контракты на осуществлении разовых услуг, таких как проведение технических аудитов на ремонтных предприятиях или приемка продукции на предприятиях, где выпуск продукции осуществляется в ограниченном количестве, а также на предприятиях, которые появились на рынке впервые. Кроме того, в соответствии с ГОСТ 15 – 902 «Система разработки и постановки продукции на производство» совместно с инфраструктурой участвуем в проведении квалификационных испытаний продукции железнодорожного назначения.

В рамках Соглашения о взаимодействии в области обеспечения качества проведения инспекторского контроля и Абонентского договора осуществляется взаимодействие с ОАО «РЖД». В рамках Соглашений о взаимодействии в области обеспечения безопасности перевозочного процесса – с АО «СГ-транс», АО «ПГК», АО «ВРК-1,2,3», ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Отдельно заключено Соглашение с ЦДИ – филиалом ОАО «РЖД», подписан Регламент взаимодействия Центра технического аудита – структурного подразделения ОАО «РЖД» и ООО «ИЦПВК.

ООО «ИЦПВК» принимает активное участие во всех мероприятиях, организуемых на площадках НП «ОПЖТ» и ОВС, а также конференциях, форумах, семинарах железнодорожной тематики.

– Каковы результаты работы Центра в области обеспечения безопасности перевозочных процессов в 2016 году?

– С начала 2016 года инспекторами-приемщиками принято 26 703 новых грузовых вагонов и 4119 вагонов, прошедших капитальный ремонт или модернизацию, было отклонено 3 279 новых и 947 отремонтированных вагонов. Также приемке подверглись свыше 2,5 млн единиц узлов и деталей вагонов, подлежащих в соответствии с требованиями владельца инфраструктуры обязательной приемке. Проведено 885 инспекторских контролей производственных процессов, выявлено 2448 несоответствий, руководителям предприятий направлено 204 извещения на их устранение.

ООО «ИЦПВК» с целью проведения проверки предприятий по выпуску продукции и деятельности приемочных инспекций осуществлены плановые проверки на 15-и предприятиях, где был выявлен ряд существенных несоответствий и отклонений от требований нормативной и технической документации, которые требовали устранения и разработки предприятиями корректирующих и предупреждающих действий.

В результате проделанной работы достигнуто улучшение в части повышения качества выпускаемой продукции. По статистическим данным системы КАС АНТ за 11 месяцев текущего года по предприятиям, где инспекторский и приемочный контроль осуществлялся ООО «ИЦПВК», достигнуто снижение отказов технических средств с 1124 случаев в 2015 году до 724 в 2016 году или на 35,59%.

Также принимаемые нами меры по предупреждению попадания на инфраструктуру дорог контрафактной и несоответствующей продукции было выявлено 20 контрафактных воздухораспределителей, 30 контрафактных авторежимов, а также документы (факт фальсификации которых подтвержден) на партию воздухораспределителей в количестве 120 единиц, нумерация которых не совпадает с внутризаводской нумерацией завода-изготовителя; выявлено 7 колесных пар после среднего ремонта, проведенного с грубейшими нарушениями «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1542 мм)». По продукции, не соответствующей техническим требованиям и угрожающей безопасности движения, мы сотрудничаем с Управлением вагонного хозяйства Центральной Дирекции Инфраструктуры и предприятиями, права на интеллектуальную собственность которых были нарушены.

Хочу отметить, что вопросы фальсификации продукции железнодорожного транспорта и защиты интеллектуальной собственности поднимались на IV-ой международной конференции «Антиконтрафакт-2016» на пространстве ЕАЭС, которая проходила в Армении. Нам представилась возможность выступить на конференции и показать по представленным материалам использование контрафактной продукции на подвижном составе, и как это влияет на безопасность движения поездов.

Мы обратились с предложением ко всем участникам ЕАЭС рассмотреть возможность распространения маркировки на отдельные виды железнодорожной продукции, а также технологии и способы защиты железнодорожной продукции в целях противодействия незаконному обороту продукции железнодорожного назначения.

– Какими видами деятельности, помимо инспекторского и приемочного контроля, вы еще занимаетесь?

– Кроме основного вида деятельности, наша организация занимается проведением технических аудитов систем менеджмента бизнеса и систем менеджмента безопасности, для этого в составе компании организован сектор технического аудита, по заявкам заинтересованных лиц в 2016 году нами проведен аудит на 12 предприятиях.

Также мы занимаемся разработкой стандартов и нормативных документов, организацией семинаров, рассмотрением и согласованием нормативно-технической документации.

Генеральный директор является постоянным членом Технического Комитета ТК-45 «Железнодорожный транспорт».

– Расскажите, пожалуйста, о планах дальнейшего развития, планах на следующий 2017 год.

– В 2017 году мы планируем совершить некоторую реорганизацию системы организации работы приемочных инспекций и более глубокого механизма проведения инспекторского и приемочного контроля. Существующие правила и методы инспекционного и приемочного контроля в настоящее время нас и наших партнеров не устраивают, и я бы сказал, и сами методы в современных условиях не совершенны и требуют пересмотра.

Планируем заняться развитием сектора технического аудита, уже есть некоторые заявки от наших партнеров по данной тематике.

При непосредственном участии наших сотрудников в квалификационных испытаниях при постановке продукции на производство, особенно это касается продукции за рубежом, будем анализировать и принимать те методы контроля, которые дадут нам возможность изучить зарубежный опыт работы в этой области и существенно изменить стиль и порядок приемочного контроля на наших предприятиях.

– Ваше мнение по запрету на продление срока службы подвижного состава в рамках действия регламента ТС и нахождение баланса интересов производитель – оператор – РЖД, в том числе, через безопасность и качество?

– Что касается продления срока службы подвижного состава, то наше мнение в этом вопросе однозначно. У каждой детали и механизма конструктором заложен жизненный цикл продукции, при котором четко определен срок службы.

При продлении срока службы необходимо придерживаться технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», где при продлении срока службы собственник подвижного состава обязан пройти процедуру оценки соответствия продукции, указанной в технических регламентах, то есть подтверждение соответствия продукции осуществляется в форме сертификации. Следовательно, инфраструктура после получения подтверждения соответствия выдаст допуск подвижному составу после модернизации со сроком службы установленного в технических условиях, и исходя из этого на инфраструктуре не будет эксплуатироваться физически и морально устаревшая модель вагона, таким образом снижаются риски отказов технических средств при эксплуатации, и это существенно влияет на техническое состояние вагонного парка и безопасность движения.

– Владимир Васильевич, спасибо за интервью.

© Евразия Вести XII 2016

www.eav.ru