МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Инфраструктура столичного метрополитена

Заместитель начальника Московского метрополитена - начальник Дирекции инфраструктуры Марат Анасович Хаков в своей статье поделился с нашими читателями, какие технологии и технические средства используют специалисты компании для обеспечения безопасности движения поездов метрополитена.

Модернизация всей инфраструктуры Московского метрополитена, включая подвижной состав – одно из важнейших направлений работы компании. Организация профилактических работ, направленных на повышение безопасности движения поездов метрополитена, это – проведение технологических «окон» на центральных участках линий метро с целью профилактики неполадок и обновления инфраструктуры, которые позволяют сделать перевозки пассажиров в метро еще более комфортными и безопасными.

Технологическое окно – это время, когда движение на определенном участке пути временно прекращается, а в перерыве производятся строительные работы или ремонт. Например, замена рельсов и шпал, замена скреплений верхних строений пути, кронштейнов, шурупов, а также происходит промывка контактного рельса и переборка температурных стыков ходовых рельсов.

Метро ежедневно закрывается для пассажиров с часа ночи до 05:30, и это время тоже используют для ремонта и обновления инфраструктуры. Но поскольку по ночам удается выполнить лишь ограниченный объем работ, с 2014 года в метро проводят удлиненные 26-часовые технологические «окна». Этот новый подход гораздо более эффективен: в ходе такого перерыва можно выполнить то, на что обычно требуется около месяца работы по ночам. Удлиненные «окна» сейчас касаются в основном участков линий и станций внутри Кольцевой линии, но это никак не сказывается на объемах и качестве ночных работ за ее пределами.

Закрытие станций метро в связи с очередным технологическим «окном» всегда планируется на выходные или праздничные дни – в это время пассажиропоток минимален. Изначально участки линий закрывались по субботам, однако «окна» перенесли на воскресенья, когда пассажиропоток снижается на 15–20 процентов.

Но неудобства для пассажиров, так или иначе, компенсируются: в районе перекрытых участков вне Кольцевой линии запускаются специальные бесплатные автобусы, а внутри кольца увеличивается количество автобусов и троллейбусов на тех маршрутах, где это особенно необходимо. Кроме того, учитывая, что станции разных линий метро в центре Москвы расположены недалеко друг от друга, пассажиры могут без труда выбрать альтернативный маршрут на метро во время технологических «окон».

Если говорить о ремонте в тоннелях, то, например, рельсы и подрельсовые основания меняют сотрудники специализированных подразделений. В их распоряжении современные автономные инструменты, рельсовозные тележки, которые изготавливают специально для метрополитена, а также компактные облегченные компрессорные станции.

В ходе работ применяются модернизированные краны на железнодорожном ходу и специальные машинизированные комплексы. Они фиксируют подрельсовые скрепления, которые позволяют автоматизировать работу и повысить производительность.

Поскольку безопасность пассажиров для руководства метрополитена приоритетна, особое значение придается диагностике и профилактике путей. На современных диагностических средствах, которые для этого используют, установлены специальные системы, которые впервые применяются в метро. Среди них – «Бесконтактная лазерно-оптическая система контроля геометрических параметров рельсовой колеи и рельсов», «Бесконтактная лазерно-оптическая система контроля положения и температуры контактного рельса» и другие. После технологических «окон» каждый участок путей проверяют с помощью вагона-путеизмерителя и вагона-дефектоскопа. До такой проверки линию для поездов не открывают.

Модернизация инфраструктуры метро не приводит к снижению интенсивности движения. В плановом режиме происходят не только ремонтные работы, но и замена подвижного состава. Прежде чем вывести новые вагоны на линии, их проверяют и адаптируют под систему электроснабжения. К техническим сбоям в работе это не приводит.

За 2016 год для выполнения комплекса работ по текущему содержанию и капитальному ремонту пути линий метрополитена было проведено 20 плановых удлиненных технологических «окон» продолжительностью 26 часов каждое. Возможность проведения удлиненных технологических «окон» позволила выполнить большие объемы требуемых капитальных работ и работ, связанных с текущим содержанием инфраструктуры, а также значительно повысить показатели выполнения потребных объемов работ в целом.

Всего за время проведения плановых удлиненных технологических «окон» в 2016 году было задействовано более 22 тысяч работников метро. Проверка результатов состояния объектов инфраструктуры на фронте удлиненных технологических «окон» проводится новейшими диагностическими комплексами типа «Синергия».

Планируется, что в 2017 году реализация программы обновления путевой инфраструктуры (технологических «окон») продолжится. Московским метрополитеном разработан проект, по которому они будут проводиться на участках между Кольцевой линией и МЦК.

Важное значение для руководства Московского метрополитена – стратегическое партнерство с АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»).

В связи с тем, что Московский метрополитен и железная дорога имеют много общего, представителями нашего метрополитена и АО «ВНИИЖТ» достигнуто понимание необходимости совместного научно-технического сотрудничества по вопросам нормативно-технического обеспечения основной деятельности метрополитенов.

Испытательный центр АО «ВНИИЖТ» позволяет проводить испытания элементов верхнего строения пути, включая безбалластные конструкции, и комплектующих подвижного состава, вагонов и подвижного состава метрополитена. При этом Испытательный центр АО «ВНИИЖТ» является российским испытательным центром, способным проводить весь комплекс испытаний, в том числе сертификационных:

– лабораторные и стендовые испытания (статические, динамические, циклические);

– полигонные испытания на Экспериментальном кольце и Скоростном полигоне (станция Белореченская – Майкоп);

– специальные испытания на действующих линиях (высокоскоростные, тяжеловесные, динамические по воздействию на путь – реальные условия эксплуатации).

В рамках стратегического сотрудничества предложено объединить усилия по развитию совместной испытательной базы, включая другие виды городского рельсового транспорта (трамвай).

В сентябре 2016 г. на Экспериментальном кольце (г. Щербинка) состоялось совещание Международной Ассоциации «Метро» с участием АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», МГУПС МИИТ. По результатам совещания участниками принят ряд важных решений по следующим направлениям:

– о необходимости согласования проекта Федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральных органах исполнительной власти;

– создание межгосударственной рабочей группы для разработки Технического регламента «О безопасности метрополитенов»;

– актуализация и направление в Минтранс на утверждение ПТЭ и основных инструкций метрополитенов, обеспечивающих безопасность движения поездов (по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации, по безопасности движения поездов при производстве путевых работ, по текущему содержанию пути и контактного рельса);

– проведение научно-исследовательских работ по автоматизации производственных процессов, внедрению технологии риск – менеджмента (УРРАН) в качестве основы унификации технических и технологических решений, в рамках научно-исследовательских работ головных организаций ОАО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ и Международной Ассоциации «Метро»;

– взаимодействие в рамках укрупненной «Программы нормативно-технического обеспечения и научного сопровождения основной деятельности метрополитенов – участников Ассоциации».

В рамках программы реконструкции и модернизации основных технических средств до 2023 г. в Московском метрополитене планируются работы, которые включают:

– выполнение работ по замене эскалаторных комплексов;

– замену и усиление кабеля 825 В, 10кВ;

– замену используемого кабеля на кабель, не распространяющий горение с низким дымо- и газовыделением на Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской и Филевской, Кольцевой, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской, Серпуховско-Тимирязевской линиях;

– замену турникетов;

– выполнение работ по модернизации вентиляторов тоннельной вентиляции с установкой роторов и заменой электропусковой аппаратуры;

– обустройство перехватывающих парковок;

– выполнение работ по реконструкции путей со сменой подрельсового скрепления по устройству виброзащитного пути для снижения уровней вибрации в зданиях, расположенных в технической зоне метрополитена;

– продолжение работ по программе транспортной безопасности: замена ограждений открытых участков на перегонах, выполнение работ по оснащению досмотровых зон в вестибюлях метрополитена, выполнение работ по оборудованию объектов Московского метрополитена системой контроля и управления доступом (СКУД), выполнение работ по оснащению системой интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена.

29 октября 2016 года начались масштабные ремонтные работы на наземном участке Филевской линии Московского метрополитена, который функционирует с 1958 года. В ходе ремонтных работ повышенное внимание уделяется усилению несущих конструкций станций. Также проводится капитальное переустройство инженерных систем и сетей, рабочие восстанавливают кровельные навесы над платформами и лестничные марши вестибюлей.

Благодаря разработанному проекту, работы по ремонту Филевской линии проводятся в несколько этапов, что позволяет избежать ее полного закрытия. Весь комплекс масштабных ремонтно-профилактических мероприятий на оставшихся участках линии рассчитан до конца 2017 года.

Со 2 января 2016 года закрылся на реконструкцию северный вестибюль станции «Красные ворота» (выход на Лермонтовскую площадь). Срок эксплуатации двух каскадов эскалаторов, установленных в северном вестибюле станции в 1954 году, подошел к концу. Они нуждались в замене для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров. Северный вестибюль станции метро «Красные ворота» Сокольнической линии метро закрылся на ремонт на 18 месяцев, работы идут с опережением графика.

Таким образом, сегодня – высококлассные специалисты Московского метрополитена оснащены всеми видами технического и технологического оборудования, средствами технической диагностики и мониторинга. Это позволяет проводить качественные работы по содержанию и совершенствованию инфраструктуры метрополитена с целью выполнения основной задачи – обеспечения безопасности движения.

© Евразия Вести III 2017

www.eav.ru