МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Инновационная безопасность

В условиях постоянного роста интенсивности движения и количества перевозимых пассажиров «Московский метрополитен» предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности движения, к обеспечению более высокого уровня комфорта пассажиров, экологической безопасности, предоставлению клиентам максимально полного спектра коммуникационных возможностей.

Это, в свою очередь, ведет к необходимости разработки и внедрения таких средств диагностики и оценки технического состояния объектов инфраструктуры метрополитена, которые имели бы значительно более широкие функциональные возможности по сравнению с существующими диагностическими средствами.

Первый заместитель генерального директора АО НПЦ ИНФОТРАНС Олег Борисович Симаков знакомит наших читателей с многофункциональным диагностическим комплексом СМДК-Мтр.

В 2016 году по инициативе руководства Московского метрополитена самарской компанией АО НПЦ ИНФОТРАНС был поставлен самоходный многофункциональный диагностический комплекс СМДК-Мтр. Выбор компании ИНФОТРАНС в качестве поставщика такой инновационной техники не случаен, так как компания давно известна как один из основных поставщиков средств диагностики инфраструктуры для ОАО «РЖД», стран СНГ, Закавказья, Прибалтики. Компания также поставляет свою продукцию в Западную Европу (Немецкие и Швейцарские железные дороги) и Юго-Восточную Азию. ИНФОТРАНС имеет большой опыт создания средств диагностики практически на любом подвижном составе: вагоны, локомотивы, автомотрисы, и сегодня осваивает новое направление в диагностике – полностью автономные системы контроля, интегрированные в серийный подвижной состав. Одни из последних проектов компании – установка автономных систем диагностики на высокоскоростной пассажирский электропоезд «Сапсан» и на электропоезд «Ласточка», который уже работает на Московском центральном кольце.

Диагностический комплекс СМДК-Мтр предназначен для автоматизированного непрерывного контроля максимально полного набора параметров технических объектов инфраструктуры метрополитена, в том числе объектов путевого хозяйства, устройств автоматики и телемеханики, всех типов радиосвязи (аналоговой и цифровой), габаритов тоннелей и платформ, контактного рельса, состояния окружающей среды и т.п.

В качестве базовой подвижной единицы для создания комплекса использована модернизированная служебная автомотриса производства Камбарского машиностроительного завода (ООО «КМЗ»), специально доработанная им под размещение подкузовного и внутрисалонного диагностического оборудования и организацию рабочих мест операторов. Такое решение позволяет вести диагностику как в графике движения поездов, так и в период ремонтного и профилактического обслуживания, под напряжением тяговой сети и при его отсутствии, проверять ранее для контроля недоступные подъездные и деповские пути, легко перебрасывать комплекс с одной линии метрополитена на другую, выполнять контроль на участках нового строительства и реконструкции.

В разработке технических требований к диагностическому комплексу вместе с ИНФОТРАНС принимали участие специалисты всех технических инфраструктурных подразделений Московского метрополитена. Это позволило объединить новые возможности современной диагностики и реальные потребности обслуживающих подразделений.

Проект «СМДК-Мтр» является инновационным в практике создания диагностических средств. Состав и функционал оборудования позволяют получать данные о состоянии инфраструктуры метрополитена в едином временном срезе с высокой точностью и достоверностью. Комплекс позволяет не только осуществлять диагностику верхнего строения пути, габаритов, контактной сети и средств обеспечения движения поездов, но и реализует целый ряд новых направлений диагностики:

– контроль параметров, влияющих на комфортность движения состава при перевозке пассажиров;

– экологическое состояние и безопасность для пассажиров и окружающей среды;

– выявление мест протечек воды и увлажненных мест в конструкции тоннелей;

– выявление перегретых элементов оборудования, кабелей и несущих конструкций;

– проверку всех видов радиосвязи, применяемых на Московском метрополитене, включая коммерческую.

Комплекс позволяет осуществлять автоматизированное выявление отклонений от норм содержания объектов инфраструктуры и передавать в реальном времени координаты опасных мест и их критических параметров для незамедлительного принятия мер по их устранению. Высокая достоверность и качество диагностической информации достигаются за счет синергетического эффекта от получения широкого спектра синхронизированных между собой данных, автоматизации всех процессов измерений, обработки, оценки и всестороннего анализа полученной информации.

Несмотря на ограниченность пространства подвижной единицы и широкую гамму систем диагностики, применение современных технических решений в части компактности используемого оборудования и автоматизации его работы, оптимизации архитектуры аппаратных средств и вычислительных мощностей, позволило создать комфортные условия для работы экипажа. За счет рационального и эргономичного размещения оборудования в салоне автомотрисы, помимо аппаратной с тремя рабочими местами, удалось выделить зону для сопровождающих, оборудованную диваном. Для постоянного информирования сопровождающих лиц о результатах проверки предусмотрена специализированная визуализация на демонстрационном мониторе по выбору любой диагностической информации, обрабатываемой на рабочих местах. Нашлось место и для бытового оборудования: мини-холодильника, СВЧ-печи, чайника, шкафа для одежды. Есть где разместить для хранения инструмент и хозяйственные принадлежности. Организовано автоматическое поддержание заданных параметров микроклимата в салоне автомотрисы.

В связи с большим объемом новизны, необходимостью проведения, в том числе, полнофункциональных испытаний самой подвижной единицы, настройки оборудования, обучения специалистов, освоения ими новых возможностей диагностики, было принято решение о разделении работ по созданию комплекса на два этапа.

Первым этапом предусматривалась адаптация подвижной единицы к условиям эксплуатации, подготовка к монтажу систем диагностики обоих этапов (прокладка кабельной сети, пневносистема, установка посадочных мест под размещение оборудования), разработка, изготовление и монтаж оборудования для контроля всего комплекса параметров состояния путевой инфраструктуры. На втором этапе планируется дооснащение комплекса комплектом оборудования контроля систем автоматики, радиосвязи, экологии, тепло- и видеоконтроля оборудования тоннелей и станций.

В настоящее время работы первого этапа выполнены в полном объеме. Кроме того, фирма-изготовитель (АО НПЦ ИНФОТРАНС) в порядке личной инициативы с учетом партнерских отношений с ГУП «Московский метрополитен» даже установила часть оборудования второго этапа:

– диагностики устройств интервального регулирования движения поездов (АЛС-АРС);

– проверки систем контроля устройств выявления аварийных буксовых узлов подвижного состава (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ);

– большую часть подсистем контроля экологических параметров.

Перед тем как запустить в сентябре 2016 года диагностический комплекс СМДК-Мтр в опытную эксплуатацию он прошел все необходимые ходовые испытания. Были выполнены проверки функционирования диагностического оборудования, в том числе на испытательном участке Зябликово – Красногвардейская, на котором специально для тестирования средств диагностики метрополитена сформированы искусственные неисправности. Испытательный участок был дополнительно проверен ручным многофункциональным диагностическим комплексом РПИ-Мтр производства ИНФОТРАНС. Два таких принципиально разных средства – ручной РПИ-Мтр и самоходная мотриса СМДК-Мтр – продемонстрировали отличную сходимость результатов. Стабильность и качество измерений комплекса были подтверждены в декабре 2016 года повторным проездом СМДК-Мтр по участку с искусственными неисправностями Зябликово – Красногвардейская. Проведенное сравнение июльских и декабрьских результатов измерений показало их высокую воспроизводимость.

В начале марта 2017 года выполнялась комплексная проверка всех систем СМДК-Мтр с целью запуска комплекса в постоянную эксплуатацию. В очередной раз были выполнены ручные измерения на участке с искусственными неисправностями Зябликово – Красногвардейская, произведены проезды по испытательному участку, по путям электродепо «Сокол» и тоннелям метрополитена. Все системы подтвердили свою работоспособность и высокие точности измерения. По результатам проведенных испытаний был подготовлен подробный отчет и направлен в Дирекцию инфраструктуры Московского метрополитена.

Несомненно, реализация полного объема запланированных работ на новом самоходном многофункциональном диагностическом комплексе СМДК-Мтр даст возможность за счет применения инновационных технологий существенно сократить объем затрат на проведение диагностики объектов инфраструктуры при увеличении не только количества контролируемых объектов, но и направлений контроля. Все это позволит существенно поднять уровень объективности информации о состоянии технической инфраструктуры метрополитена, обеспечить более высокий уровень не только безопасности и надежности работы метрополитена, но и комфорта пассажиров, экологической безопасности, повысит привлекательность метрополитена для его клиентов.

© Евразия Вести III 2017

www.eav.ru