МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Отличный российский продукт от надежного отечественного поставщика

ЗАО «Эс-сервис» – основной поставщик эскалаторов для метрополитенов Российской Федерации и, в первую очередь, Московского метрополитена.

За период с октября 2012 года по 2017 год ЗАО «Эс-сервис» поставлено в Московский метрополитен более 100 эскалаторов, на 2017 год заключено контрактов на поставку более 70 эскалаторов.

О деятельности этого уникального российского предприятия и его возможностях пойдет речь в материалах статьи начальника Специализированного Конструкторского Бюро Эскалаторов ЗАО «Эссервис» Игоря Ивановича Семенкова.

Производство эскалаторов Эс-сервис организовано в Российской Федерации на заводах ЗАО «Трансмашхолдинг». Эскалаторы Эс-сервис – продукт российского производства от начала до конца. Проект, изготовление, монтаж, эксплуатация – все сделано в России и для россиян. Модельный ряд эскалаторов Эс-сервис является полностью авторской разработкой Специализированного Конструкторского Бюро Эскалаторов «Эс-сервис» (СКБЭ Эс-сервис), включает в себя 6 моделей (ЭС01, ЭС02, ЭС03, ЭС03М, ЭС04, ТК65), покрывающих все возможные нужды отечественных метрополитенов под высоты подъема от 3 до 65 метров.

Модельный ряд эскалаторов, разработанный КБ «Эс-сервис», включает четыре типа, которые уже освоены производствами: ТК-65 (высота подъема 45–65 м), ЭС02 (25–48 м), ЭС03 (3,5–25 м), ЭС04 (3–12 м) и два новых типа ЭС01 (48–66 м), ЭС03М (3–18 м), опытные образцы, которых изготавливаются в этом году.

Главным преимуществом эскалаторов ЭС02, ЭС03 является уменьшение ширины поперечного сечения зон А и Б до 1380 мм, что позволяет устанавливать четыре эскалатора вместо трех в наклонных ходах диаметром 7900 мм с регламентированными проходами 500 мм между ними в зоне обслуживания. Уменьшенные размеры привода обеспечивают возможность установки приводных зон в один ряд, отказаться от применения удлиненных машин и существенно сократить размеры машинного зала.

Этот ряд по рекомендациям метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга дополняется сегодня эскалатором ЭС01, что позволит устанавливать бoльшее их количество также на самых глубоких станциях.

Отличительной особенностью эскалаторов ЭС04 является пролетная металлоконструкция ферменного типа, внутри которой размещены все агрегаты и узлы эскалатора. А новые эскалаторы ЭС03М в отличие от эскалаторов ЭС03 имеют более компактный привод на основе стандартных общепромыленных комплектующих и облегченное лестничное полотно.

Важно отметить, что изготовление эскалаторов по чертежам ЗАО «Эс-сервис» ведется на аффилированных с компанией заводах ЗАО «Трансмашхолдинг» – АО «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ОАО «Центросвармаш», ООО «НПО «ВОЯЖ» и т.д. Это огромные машиностроительные заводы с собственным конструкторским, технологическим, производственным отделами, отделами контроля качества, измерительными лабораториями, лабораториями неразрушающего контроля. Для изготовления эскалаторов заводы были оснащены специальной технологической оснасткой для серийного производства, стендами для проверки готовой продукции, разработаны программы и методики проверки качества и испытаний для каждого из видов продукции (ступень, цепь, привод и т.д.). Все заводы имеют сертификаты ИСО, аттестацию технологий сварки, аттестацию на знание правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов.

Эскалаторы изначально проектировались под отечественный рынок, соответствуют Российским стандартам для метрополитенов (Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах» – далее ФНП) и являются современной концепцией, эволюционным продолжением классической советской школы эскалаторостроения.

На сегодняшний день Эс-сервис – единственное отечественное серийное производство эскалаторов для метрополитенов. Конкурентами являются западные производители, такие как Тиссен, Шиндлер, а также Украинский «Инструментальный завод», дочернее предприятие ОАО «КВСЗ». Попытки изготавливать эскалаторы также предпринимались ЗАО «Универсалмаш» (Кировский завод), но успешными их не назовешь (негативный опыт эксплуатации станции «Спасская» в Петербургском метрополитене «развеял все сомнения» в конструкции этих эскалаторов).

Альянс ЗАО «Эс-сервис» и ЗАО «Трансмашхолдинга» по изготовлению эскалаторов создан в 2012 году по указанию мэра города Москвы С.С. Собянина, после того, как единственный на то время завод-изготовитель эскалаторов тяжелого типа ЗАО «ЭЛЭС» не смог обеспечить возрастающие потребности метрополитенов в таких масштабах, в результате чего образовался жесткий дефицит в эскалаторах. В результате организации нового производства удалось добиться удивительной синергии. С одной стороны – компетенции Эс-сервиса: большой опыт в создании эскалаторов, проектная мысль и знания сотрудников, проектировщиков, инженеров, монтажников – бывших работников завода им. И.Е. Котлякова, монополиста по производству эскалаторов на территории бывшего СССР. С другой стороны – современная мощная производственная база ЗАО «Трансмашхолдинг» (далее ТМХ), позволяющая выдавать высокую производительность (до 150 эскалаторов в год), серийность, качество и надежность.

Стоит отметить, что в проекте нет государственных инвестиций, производство освоено за счет средств ЗАО «Эс-сервис» и ТМХ. При этом продукция приобретается государством за конкурентоспособные цены. Этого удалось добиться за счет использования существующего станочного парка и освободившихся производственных площадей ТМХ, которые раннее были задействованы под производство другой продукции, а теперь адаптированы и переориентированы под конвейерное специализированное производство эскалаторов (была выполнена подготовка производства, изготовлены стапеля, оснастка и разработаны новые маршрутные карты).

Требование сегодняшнего дня – это постоянное совершенствование, внедрение новых технологий на производстве с целью повышения качества выпускаемой продукции. ЗАО «Эс-сервис» исповедует концепцию кайдзен – непрерывного улучшения. Мы каждый день занимаемся проектной работой, постоянно проводим улучшения конструкции, усовершенствования, выпускаем новые типы машин. Непрерывно работаем над качеством и серийностью. Наша задача на сегодня – выполнить все заказы, которых в 2017– 2018 году пиковое количество, в срок и с высоким качеством, усовершенствовать процесс и сократить сроки монтажа эскалаторов, упростить их эксплуатацию.

Главной целью ставим доказать всему обществу, что российские эскалаторы – лучше зарубежных, которые не приспособлены к российским реалиям, не адаптированы под высокие метражи подъема и наши пассажиропотоки, не обладают тяжелой конструкцией и удобством в эксплуатации, не отвечают в полной мере требованиям ФНП. Специалисты понимают все эти тонкости и высоко ценят нашу продукцию. Тем не менее, в глазах обывателей до сих пор бытует ошибочное мнение, что «раз западное, значит, лучше». Хотя тяжелое эскалаторостроение всей историей подтверждает, что конкретно в этой области все наоборот – эскалаторостроения в СССР начиналось и развивалось именно как отрасль для метрополитенов, для высоких подъемов и напряженных пассажиропотоков, со сроком службы 50 лет и более, с учетом ремонтопригодности и доступа ко всем узлам для обслуживания без использования пассажирской зоны. То, чего нет у западных машин.

В средствах массовой информации активно курсируют слухи о создании заводов по производству западных эскалаторов на территории России. Мы не считаем эту идею сколько-нибудь разумной, основные причины этого уже изложены выше. Кроме того, даже чисто с экономической точки зрения это не выгодно. Максимальная степень локализации, которую можно достичь на таком производстве – отверточная сборка, зависимость от импорта как была, так и останется, а затрат на строительство завода и его содержания будет много. Это лишь иллюзия «импортозамещения», к тому же непонятно, кому и зачем это нужно, если уже есть отличный российский продукт высокого качества.

© Евразия Вести III 2017

www.eav.ru