ИНФРАСТРУКТУРА


Инфраструктурный комплекс: тенденции и перспективы

На полигонах Южно-Уральской и Свердловской железных дорог с 9 по 11 августа проведено совещание, посвященное подведению промежуточных результатов работы инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» в текущем году и постановке задач на перспективу.

О тенденциях дальнейшего развития инфраструктурного комплекса мы попросили рассказать старшего вице-президента ОАО «РЖД» – начальника Центральной дирекции инфраструктуры Геннадия Викторовича Верховых.

Стало хорошей традицией проводить обмен мнениями по ключевым аспектам развития отрасли с участием начальников железных дорог, региональных дирекций, руководителей структурных подразделений. Основной темой в повестке прошедшего сетевого совещания стало рассмотрение перспектив развития всех инфраструктурных хозяйств.

Ярким событием проведенного мероприятия стала демонстрация производства рельсовой продукции на металлургическом комбинате ПАО «Мечел». По завершению ознакомления с технологией работы предприятия состоялся обмен мнениями с металлургами. Руководители инфраструктурного блока обратились к партнерам с предложениями по выпуску рельсового проката с повышенным эксплуатационным ресурсом.

Мы также признательны коллективу РСП-13 за возможность ознакомиться с работой по сварке рельсовой продукции, искренний и открытый диалог по вопросу обеспечения качества и повышенного гарантийного ресурса рельсовых плетей.

Уверен, что участникам сетевого совещания запомнится интерактивная демонстрация на станции Екатеринбург-пассажирский возможностей современных контрольно-измерительных систем и комплексов, которые используются для диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры.

Состоялось заинтересованное обсуждение прикладных целей в данной предметной области. Перед производителями мобильных средств диагностики поставлена задача создания единого комплекса измерительных средств на базе одного вагона для полной оценки всех составляющих элементов инфраструктуры (контроль геометрии рельсовой колеи, дефектоскопирования рельсов, контактной сети и т.д.).

Подобное внимание к перспективам развития диагностики инфраструктурного комплекса обусловлено планами по переходу на менее затратную организационную модель и новую технологию мониторинга объектов инфраструктуры за счет использования упомянутых комплексов и перехода на полигонные технологии проверки.

В рамках новой технологии один универсальный диагностический комплекс позволит высвободить от 5 до 9 существующих мобильных средств. Кроме того, предполагается дооснастить измерительными модулями имеющиеся диагностические вагоны, а также организовать курсирование комплексов в составе пассажирских поездов. Переход на целевую модель организации работы мобильных средств диагностики предусматривает трехуровневую систему работы. Система включает в себя сетевую, межрегиональную и линейную технологии. При сетевой и межрегиональной технологии скоростные диагностические комплексы в составе пассажирских поездов проверяют магистральные линии протяжением 78% всей сети, при линейной – диагностические средства с одиночным локомотивом малодеятельные линии и станционные пути. Реализация намеченных планов позволит оптимизировать: количество мобильных и съемных средств диагностики, использование локомотивов и локомотивных бригад и ниток графика движения поездов.

Планируется разработка научно-обоснованной методики назначения периодичности проверки рельсов при их эксплуатации в пути средствами неразрушающего контроля с учетом классов и специализации железнодорожных линий.

В период 2016–2017 годов выполнены работы:

– по разработке правил оценки состояния инфраструктуры ОАО «РЖД» (хозяйств пути, электроснабжения и железнодорожной автоматики);

– по разработке требований к системе неразрушающего контроля рельсов железнодорожных путей общего пользования с актуализацией Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД».

Основным технологическим вопросом производственной деятельности, требующим проработки или экспертного сопровождения со стороны научного отраслевого комплекса, является технология сплошного контроля, обеспечивающая прозвучивание (обследование) всего сечения рельса, включая перья подошвы. Как показывает статистика изломов на железных дорогах России за последние пять лет, разрушение рельса по трещинам в перьях подошвы составляет существенный процент от общего количества изломов по дефектам в рельсах.

Данная ситуация сложилась вследствие того, что существующие средства ультразвукового контроля рельсов, использующие типовые схемы прозвучивания, обеспечивают с достаточной чувствительностью выявление трещин только в головке, шейке и в проекции шейки рельса, при этом дефекты в перьях подошвы рельса не выявляются.

Экономический эффект от разработки технологии и комплекса контроля перьев подошвы рельса должен быть достигнут за счет сокращения количества изломов по дефектам подошвы, что в целом приведет к повышению уровня безопасности движения поездов, снижению убытков вследствие невыполнения графика движения поездов и ликвидации последствий крушений.

Использование предлагаемых технологий в сфере диагностики и мониторинга создает фундаментальные предпосылки для перехода в долгосрочной перспективе к более экономичному содержанию пути. Становится возможным одновременное использование как планово-предупредительного подхода, так и принципа «по фактическому состоянию».

Решение данной задачи является принципиальной, потому что проект разрабатываемой долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 г., с одной стороны, предполагает рост интенсивности использования инфраструктуры, с другой стороны, планируется укрепить лидирующие позиции компании в обеспечении безопасности транспортных услуг и обеспечить весомую экономию затрат.

Программа включает в себя все аспекты деятельности ОАО «РЖД». В рамках сетевого совещания особое внимание было уделено тому вкладу, который могут внести в ее исполнение на практике филиалы инфраструктурного блока, включая Центральную дирекцию инфраструктуры, Центральную дирекцию по ремонту пути, Трансэнерго, Центральную дирекцию по тепловодоснабжению, а также наши стратегические партнеры – производители элементов верхнего строения пути и не только они.

Долгосрочная программа формируется по двум сценариям: в основу одного из них заложены приблизительно существующие параметры обновления и содержания инфраструктуры. В другом спрогнозированы мероприятия для интенсивной реновации объектов инфраструктуры, что позволит обеспечить высокий уровень надежности и готовности инфраструктурного комплекса в условиях прогнозируемого увеличения объемов работы. В качестве приоритетного рассматривается вариант, реализация которого позволит существенно улучшить потребительские характеристики инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе уйти к 2025 г. от проблемы «просроченности» ремонта объектов путевого хозяйства как минимум на линиях I и II классов.

Каждый из сценариев предполагает исполнение системных инициатив, которые направлены на достижение долгосрочных целей компании. Об одной из них уже было рассказано в данной статье. Используемые принципы и подходы в каждом случае являются одинаковыми. Различия в сроках внедрения и достигаемых результатах некоторых проектов определяются инвестиционными возможностями компании и, соответственно, масштабностью внедрения.

Совокупный эффект от реализации наших предложений учтен в прогнозной финансовой модели. Он позволяет сократить дополнительную потребность в средствах, которые необходимы для восстановления ресурса инфраструктуры.

Остановлюсь более детально на долгосрочных инициативах в разрезе отраслевых хозяйств.

Основное направление развития путевого хозяйства – увеличение ресурса. Ведется разработка комплекса мер по обеспечению нормативного срока службы рельсов по пропущенному тоннажу 1,5 млрд т/брутто и работа по сравнительным испытаниям рельсов отечественного производства различных категорий.

Отмечу, что наша компания стоит на пороге принятия решения о возможности заключения долгосрочных контрактов, в том числе на поставку материалов верхнего строения пути. Подобный шаг сформирует долгосрочный спрос на потребляемую продукцию. Создаются благоприятные условия для поиска и внедрения технико-технологических решений, направленных на повышение надежности материалов, в том числе рельсового проката.

Развивая тему увеличения ресурса, нельзя обойти вниманием разработку конструкций пути с использованием инновационных материалов с повышенным сопротивлением к деформации от весовых нагрузок, со сроком службы не менее 30–40 лет, а также защиты металлических конструкций от коррозии.

Начата в текущем году работа по мониторингу состояния инфраструктуры, оценке накопления расстройств элементов верхнего строения пути и деформаций земляного полотна в период подконтрольной эксплуатации железнодорожных инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой 27 тс. По итогам испытаний будут разработаны нормы устройства, эксплуатации, технического обслуживания, диагностики путевой инфраструктуры с технологией вождения поездов, сформированных из вагонов с осевой нагрузкой 27 тс. Основной вопрос – какие технические требования мы должны предъявлять к конструкции верхнего строения пути, земляному полотну, инженерным сооружениям и сколько потребуется затрат на их текущее содержание и ремонт.

Долгосрочной задачей хозяйства автоматики и телемеханики является снижение количества устройств с предельно-допустимым сроком эксплуатации за счет внедрения устройств с повышенными показателями надежности. Для повышения эффективности перевозочного процесса планируется внедрение микропроцессорных и релейно-процессорных систем электрической централизации и систем интервального регулирования.

Приоритетный сценарий предусматривает меры, которые позволят стабилизировать уровень старения устройств к 2025 году, снизив количество устройств автоматической блокировки и электрической централизации за пределами срока эксплуатации и увеличить оснащенность железных дорог с постоянно действующей двухсторонней автоматической блокировкой.

По хозяйству механизации накоплена потребность на ремонт путевой техники. Ожидаемое количество техники с просроченным ремонтом на конец года составит 2998 единиц.

Основной вариант прорабатывался в первую очередь со стороны обеспечения требуемого парка для выполнения объема ремонтно-путевых работ. Ключевыми мероприятиями для решения данной задачи являются:

– приобретение новой высокопроизводительной техники взамен выбывающей за срок службы и менее производительной;

– выполнение требуемых видов ремонта для обеспечения коэффициента готовности техники, повышение выработки в час «окна»;

– обеспечение необходимыми материалами с небольшими сроками службы.

По вагонному хозяйству долгосрочной инициативой Центральной дирекции инфраструктуры является увеличение средней протяженности гарантийных участков безопасного проследования порожних и груженых поездов.

Говоря о задачах Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» и научно-техническом сопровождения ее деятельности, хочу отметить особую значимость сотрудничества с научным отраслевым комплексом. Несмотря на проводимые работы в части реализации программ развития тяжеловесного, скоростного и высокоскоростного движения, внедрения новых технических средств как малообслуживаемых, так и с увеличенным ресурсом, показатели безопасности движения не позволяют в полной мере довольствоваться достигнутыми результатами. Недавние стихийные природные явления, произошедшие на Дальнем Востоке, с одной стороны, подтвердили способность компании эффективно мобилизовать все имеющиеся ресурсы для оперативного устранения последствий стихийных бедствий. С другой стороны, наглядное подтверждение получила верность взятого компанией долгосрочного курса на оздоровление инфраструктурных объектов. Снижение дефектности искусственных сооружений и земляного полотна делает их более устойчивыми к воздействию внешних условий, в том числе различных природных катаклизмов.

Поэтому одним из особо значимых направлений является разработка новых технических решений, таких как:

– создание современных берегоукрепительных сооружений для защиты земляного полотна от размывов;

– усиление основания земляного полотна на карстоопасных участках и на участках с вечномерзлым грунтом;

– оценка остаточного усталостного ресурса сварных пролетных строений железнодорожных мостов;

– актуализации инструкций по оценке состояния и содержания искусственных сооружений, по проектированию рабочей зоны земляного полотна при строительстве, реконструкции, модернизации и капитальном ремонте железнодорожного пути.

Среди первоочередных задач Центральной дирекции инфраструктуры на ближайшую перспективу – гармонизированное развитие перевозочной инфраструктуры на основе имитационных моделей транспортной сети. Не менее важными являются разработки нормативно-методической базы для расчетов оценки параметров прочности, безопасности, ресурса и рисков, а также обеспечения качества продукции и строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей. Немало внимания уделяется внедрению новых материалов, конструкций и систем комплексной диагностики инфраструктуры.

Все это, в конечном счете, нацелено на приведение пропускной способности сети РЖД в соответствие с потребностями в перевозках грузов и пассажиров.

© Евразия Вести VIII 2017

www.eav.ru