ИНФРАСТРУКТУРА


Совершенствование системы текущего содержания железнодорожного пути и инженерных сооружений

На сетевом совещании по подведению итогов работы Дирекции инфраструктуры за I полугодие 2017 г., прошедшем в г. Екатеринбурге 9–11 августа 2017 г., с докладом о содержании железнодорожного пути и инженерных сооружений, необходимости их дальнейшего совершенствования выступил начальник Управления пути и сооружений ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» Андрей Геннадьевич Здебский.

Формирование дистанций инженерных сооружений

На начало 2017 г. в дирекциях инфраструктуры сформировано 16 дистанций инженерных сооружений, по одной на каждой дирекции, кроме Калининградской, и две дистанции на Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры. В их состав вошли участки искусственных сооружений 275 дистанций пути.

В том числе в пределах Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры формирование второй дистанции инженерных сооружений завершено в текущем году, куда вошли мостовые цеха 9 дистанций пути.

Не в полной мере завершено реформирование на Октябрьской, Московской, Горьковской и Дальневосточной дирекциях инфраструктуры, где 104 дистанций пути (27%) продолжают содержать искусственные сооружения.

В настоящее время существует 314 дистанций пути и 31 дистанция инфраструктуры, 345 предприятий.

На Октябрьской дирекции дистанциями пути обслуживаются 9518 сооружений (100% от общего количества), Московской – 7867 сооружений (94,8%), Горьковской – 3131 сооружение (65,7%), и Дальневосточной – 5691 сооружение (60,7%).

Дистанции инженерных сооружений формировались в 2010 году из мостовых цехов дистанций пути. На ряде железных дорог в дистанции инженерных сооружений вошли специализированные путевые машинные станции или мостопоезда, что позволило при увеличении ремонтных работ реализовать концепцию по снижению дефектности сооружений.

Наиболее показательными в данном вопросе являются:

– Западно-Сибирская дирекция, где за прошедшие 6 лет дефектность сооружений снижена с 235 шт. до 202 шт. на 0,7%;

– Красноярская дирекция – с 374 шт. до 327 шт. на 1,4%;

– Восточно-Сибирская дирекция – с 779 шт. до 680 шт. на 1,9%.

Следует отметить, что снижение дефектности в указанных дирекциях происходить, на фоне общего ее роста, вызванного сокращением объемов планово-предупредительного ремонта сооружений.

В соответствии с техническими характеристиками объектов, дистанции инженерных сооружений делятся на две группы (первая группа – более 1500 баллов, 2 группа – менее 1500 баллов).

На сети железных дорог превышение количества баллов I группы (1500 баллов) до 2 и более раз имеет место на Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской, Свердловской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной дирекциях. Исходя из количества искусственных сооружений, развернутой длины главных путей, технологической целесообразности и повышения управляемости в данных дирекциях инфраструктуры предлагается сформировать по две дистанции инженерных сооружений.

Единой моделью формирования дистанций инженерных сооружений предусматривается 22 структурных подразделения, в том числе I группы – 20 шт., II группы – 2 шт. (Горьковская дирекция).

Исключениями из общей концепции содержания инженерных сооружений являются Калининградская дирекция инфраструктуры и Сахалинский регион Дальневосточной дирекции инфраструктуры, где по причине географической и транспортной изолированности комплексное содержание инфраструктуры осуществляется дистанциями инфраструктуры.

По остальным дистанциям инфраструктуры, в том числе на малодеятельных участках, содержание искусственных сооружений и ремонт земляного полотна (за исключением неотложных работ) не входит в их круг обязанностей и остается за дистанциями инженерных сооружений.

Структурные преобразования предусмотрено осуществить в пределах лимита численности работников путевого хозяйства с обеспечением плановых показателей по их оптимизации. Рассчитывается бальность ПЧ ИССО в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 07.10.2015 № 2390р.

К существующей структурной схеме дистанций инженерных сооружений для ремонта земляного полотна предусмотрено создание механизированных подразделений с выполнением основных работ по отсыпке берм, контрбанкетов, устройству прорезей, ремонту водоотводов как в рамках эксплуатационных расходов, так и инвестиционных средств (35 механизированных комплексов по ремонту земляного полотна). В настоящее время данные подразделения сформированы на Свердловской, Горьковской, Западно-Сибирской дирекциях инфраструктуры. На Дальневосточной, Восточно-Сибирской и Московской дирекциях функцию ремонта земляного полотна выполняют специализированные путевые машинные станции.

В соответствии с трудозатратами на работы по ремонту инженерных сооружений, утвержденными приказом ОАО «РЖД» от 24 декабря 2015 г. № 98, расчетное количество ремонтников ИССО составляет 6719 чел., при фактическом значении 6089 чел. (90,6%), среднее на 1 ПЧИССО – 277 чел. Согласно норм управляемости для руководителей производства работ в хозяйстве пути и сооружений, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 7 июня 2016 г. № 1080р для организации работы 6719 ремонтников ИССО необходимо 560 бригадиров, 187 мостовых мастеров, 62 начальника участка.

Завершена работа по передаче в дирекции инфраструктуры путевых машинных станций № 305 и № 220 Дальневосточной, № 295 Восточно-Сибирской и специализированного участка из ПМС № 197 Красноярской дирекций по ремонту пути. Тем самым продолжена инициатива Свердловской железной дороги, одобренная сетевым совещанием в Иркутске 2016 года, по формированию участков по ремонту земляного полотна.

В текущем году начата централизованная поставка в каждую дирекцию инфраструктуры мобильных комплексов для ремонта земляного полотна. На 2017 год предусмотрено приобретение 12 экскаваторов гусеничных, 18 погрузчиков, 9 бульдозеров, 15 самосвалов и 15 жилых автоприцепов на общую сумму 255,3 млн рублей. Данная работа планируется на перспективу, в том числе на следующий год заложена очередная поставка на сумму 304,5 млн рублей. В перспективе планируется создать 35 механизированных участков по ремонту земляного полотна в дистанциях инженерных сооружений сети железных дорог.

Обслуживание всех искусственных сооружений сети дорог дистанциями инженерных сооружений позволит выстроить оптимальную, единую форму управления содержанием сооружений, повысить надежность и эффективность работы мостового комплекса, а также обеспечить выполнение основных работ по ремонту земляного полотна.

При одобрении предложенной концепции завершения формирования структуры содержания искусственных сооружений, подготовленные дирекциями инфраструктуры и согласованные начальниками железных дорог технико-экономические обоснования будут повторно направлены на рассмотрение в Департамент экономики с соответствующим разъяснением.

По повышению качества работы ПЧ ИССО предлагается следующее:

– разработать положение о сетевых мостоиспытательских станциях, предусматривающих систему внутреннего аудита через вертикаль сетевых и региональных обследовательских станций;

– в 2018 году перейти на единую систему содержания искусственных сооружений 21-ой дистанцией инженерных сооружений;

– до 1 декабря 2017 г. рассмотреть возможность передачи инженерно-геологических баз и мостоиспытательных станций на баланс ПЧ ИССО;

– до 1 ноября 2017 г. разработать концепцию формирования механизированных комплексов по ремонту земляного полотна в дистанциях инженерных сооружений;

– до 1 октября 2017 г. внедрить систему планирования текущего содержания дистанциями инженерных сооружений;

– до 1 ноября 2017 г. сформировать предложения по развитию автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУИ) в части искусственных сооружений и земляного полотна.

Для справки можно привести материал по ПЧ ИССО.

Оснащая структурные подразделения, необходимо повысить объемы планово-предупредительного ремонта инженерных сооружений, выполняемого хозяйственным способом, что является решающим для остановки роста их дефектности. В зависимости от готовности к выполнению тех или иных видов работ плановой задачей является к 2020 году полностью перевести выполнение сопутствующих работ при модернизации пути на хозяйственный способ. Так, в 2017 году хозяйственным способом на фронтах модернизации пути ремонт земляного полотна выполняется на сумму 641 млн рублей из 1719 млн рублей (37%), на 2018 год планируется 1295 млн рублей из 2040 млн рублей (63%).

Для повышения эффективности работ и возможности выполнения всех технологических процессов необходимо значительное перевооружение оборудования мостовых участков. Предложение от дирекций инфраструктуры начинаем принимать уже сегодня. Они должны быть взвешенными и обоснованными для успешной последующей защиты соответствующей инвестиционной программы.

Наряду с повышением оснащенности структурных подразделений для эффективного управления имеющимися ресурсами вводится методика планирования и учета выполнения работ в дистанции инженерных сооружений. Документ предусматривает организацию учета выполнения работ по текущему содержанию инженерных сооружений, способствует совершенствованию организации производства и труда, повышению эффективности использования технических средств, росту производительности труда и сокращению эксплуатационных расходов.

Основными функциями дистанций инженерных сооружений при планировании и учете выполнения работ являются:

– анализ, планирование, организация и контроль производственного процесса деятельности структурных единиц и предприятия в целом;

– осуществление процессного подхода в содержании инженерных сооружений;

– планирование и организация работ по текущему содержанию инженерных сооружений для обеспечения бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями и безопасному проходу людей;

– продление сроков службы элементов инженерных сооружений;

– планирование и организация капитальных ремонтов инженерных сооружений хозяйственным способом с обеспечением высокого качества;

– внедрение ресурсосберегающих технологий;

– снижение издержек производства.

Перспективными задачами совершенствования системы содержания и ремонта инженерных сооружений являются:

– завершение формирования дистанций инженерных сооружений в Октябрьской, Московской, Горьковской и Дальневосточной дирекциях инфраструктуры;

– реализация планов оснащения дистанций инженерных сооружений механизированными комплексами по ремонту земляного полотна;

– организация эффективного использования приобретаемой (возвращаемой из аутсортсинга) автотранспортной техники с разработкой графика ее круглогодичной работы, предусматривающего проведение планового технического обслуживания;

– улучшение условий для хранения и проведения технического обслуживания автотранспортной техники дистанций инженерных сооружений;

– формирование программы оснащения дистанций инженерных сооружений специализированным оборудованием по ремонту каменных, бетонных и металлических конструкций, выправки опорных частей и замене пролетных строений малых мостов;

– повышение объемов выполнения планово-предупредительного ремонта инженерных сооружений хозяйственным способом;

– внедрение методики планирования и учета выполнения работ в дистанциях инженерных сооружений.

Организация работы отделов инфраструктуры дирекции инфраструктуры

С целью повышения качества управляемости производственным процессом в текущем году проводится работа по разработке нормативных документов по организации работы территориальных отделов инфраструктуры.

Во-первых, типовое положение об отделе инфраструктуры дирекции инфраструктуры (разработчик – оргштатный отдел ЦДИ, документ находится на подписи президента ОАО «РЖД»).

Типовое положение об отделе инфраструктуры дирекции инфраструктуры является основополагающим документом организации работы отдела и включает в себя основные задачи и функции управления технологическим комплексом инфраструктуры, организации ремонта и текущего содержания объектов инфраструктуры, процессов технического обслуживания, ремонта, проведения осмотров инфраструктуры, работы съемных средств диагностики, предоставления и использования технологических «окон» для производства работ на объектах инфраструктуры, проверку готовности к эксплуатации объектов инфраструктуры.

Типовое положение об отделе инфраструктуры дирекции инфраструктуры утверждается президентом ОАО «РЖД».

Во-вторых, типовой регламент взаимодействия отдела инфраструктуры дирекции инфраструктуры с региональным центром корпоративного управления, дирекциями, центром организации работы железнодорожных станций, службами и структурными подразделениями дирекции инфраструктуры (разработчик – ПКБ И).

Основная задача Регламента порядок взаимодействия при решении основных задач эксплуатационного характера, участие в которых принимают работники отдела инфраструктуры.

Целью Регламента является организация оптимального взаимодействия при управлении процессами, действующими в дирекциях инфраструктуры, в части комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность перевозочного процесса с установленным уровнем безопасности движения поездов.

Типовой регламент описывает взаимодействие в процессе организации «окон» текущего содержания пути, ЖАТ, особенности взаимодействия отдела инфраструктуры с представителями РЦКУ, ДЗО, формы взаимодействия с представителями РЦКУ и ДЗО, ответственность участников взаимодействия. Регламент включает в себя схему функционального взаимодействия территориального отдела инфраструктуры на линейном, территориальном и региональном уровнях, а также матрицы справочно-аналитических материалов.

В-третьих, положение об организации работы заместителя начальника дирекции – начальника отдела инфраструктуры (разработчик – служба технической политики ДИ).

Положение определяет основные направления, принципы организации и планирования работы заместителя начальника дирекции – начальника отдела инфраструктуры и включает в себя основные задачи и функции взаимодействия органа управления и структурных подразделений дирекции, координации их деятельности для соблюдения единого технологического процесса, обеспечения требуемых объемов перевозок грузов и пассажиров. обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов.

Заместитель начальника дирекции – начальник отдела инфраструктуры обеспечивает рациональное использование трудовых ресурсов, принимает участие в планировании и осуществляет контроль за организацией, своевременным выполнением и адресностью планово-предупредительных ремонтов и работ по текущему содержанию объектов инфраструктуры, принимает участие в проведении натурных осмотров пути, контролирует передислокацию специального подвижного состава, обеспечивает контроль за организацией, порядком работы мобильных и съемных средств диагностики.

Основное направление деятельности заместителя начальника дирекции – начальника отдела инфраструктуры – это путевой комплекс. Для повышения качества взаимодействия вертикалей управления, учитывая то, что вертикаль предприятий ПЧ, ШЧ, ИЧ подчинены разным руководителям ДИ, предлагается подчинить территориальные отделы инфраструктуры начальникам служб пути.

Актуализация участковой системы текущего содержания пути

В период с 2007–2009 гг. в соответствии с приказом ОАО «РЖД» от 5 октября 2007 г. № 128 «О совершенствовании системы организации текущего содержания пути, искусственных сооружений и земляного полотна» дистанции пути были переведены на участковую систему текущего содержания пути.

Организационный документ по обеспечению работоспособной системы – «Положение об участковой системе текущего содержания пути», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2013 г. № 2758р.

При развитии промышленного комплекса Российской Федерации и роста грузонапряженности сети железных дорог ОАО «РЖД» организационная структура управления путевым хозяйством не соответствовала современным требованиям:

– текущее содержание пути осуществлялось малочисленными бригадами численностью 5–6 монтеров пути, что не соответствовало технологии выполнения работ для обслуживания бесстыкового пути, протяженность которого увеличивалась с каждым годом;

– функции контроля состояния пути, планирования, организации и оценки качества выполняемых работ в основном осуществлялась бригадирами пути;

– при осуществлении бригадиром пути осмотра пути и сооружений, при работе с машинами, бригады монтеров пути фактически выполняли работы без опытного руководителя работ;

– малочисленные бригады выполняли как неотложные работы по текущему содержанию, так и планово-предупредительный ремонт, качество которого было на низком уровне;

– при общих вопросах организации путевых работ на предприятиях был высокий уровень износа машин и механизмов.

При переходе на участковую систему были реализованы следующие мероприятия, позволяющие повысить качество текущего содержания железнодорожного пути:

– укрупнение бригад по неотложным работам до 10–12 монтеров пути за счет увеличения участков обслуживания;

– введение контролеров пути, разделение функций бригадира пути по осмотру на контролера и обслуживанию пути на бригадира;

– разделение бригад на неотложные и укрупненные для проведения плановых видов ремонта;

– создание специализированных бригад по шлифовке рельсов и металлических частей стрелочных переводов, обслуживанию железнодорожных переездов и т.д.;

– при укрупнении бригад и сокращении существующих малочисленных проведено перераспределение материальных ресурсов, машин и механизмов, реализовывались программы оснащения.

При функционировании участковой системы в соответствии с Положением существуют ряд проблемных вопросов, требующих организационного решения:

– в рамках проводимой работы по повышению производительности труда снижается численность основных профессий (монтеров пути), при котором возникают вопросы снижения численности бригад по неотложным работам или укрупненных бригад, что отражается на качестве выполнения технологии работ;

– участковая система не в полной мере отражает вопросы комплектования бригад при различных условиях эксплуатации (специализация) линий;

– сформированы новые подразделения – дистанции инфраструктуры, технология работы которых также не всегда соответствует Положению об участковой системе.

Пути решения указанных вопросов могут быть реализованы по нескольким вариантам:

– увеличение границ участков обслуживания одной бригадой с 30–50 км до 50–100 км для бригад по неотложным работам;

– сокращение количества укрупненных бригад по плановым видам ремонта.

Развитие средств диагностики, формирование планов ремонта по направлениям в зависимости от специализации линий, совершенствование путевых машин требует пересмотра Положения об участковой системе текущего содержания пути. Рабочей группой по рассмотрению вопросов совершенствования системы работы путевого хозяйства в I квартале 2017 г. выработаны основные принципы и направления развития участковой системы.

Для решения вопросов повышения качества текущего содержания объектов путевого хозяйства, распоряжением старшего вице-президента Г.В. Верховых от 02.08.2017 № 302р «О внесении изменений в некоторые нормативные документы, регламентирующие деятельность хозяйства пути и сооружений ОАО «РЖД» сформированы 3 рабочих группы по актуализации документов путевого хозяйства.

1. Положение об Управлении пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», утвержденное 31 марта 2015 г. № ИСХ-11269/ЦДИ.

2. Положение об участковой системе текущего содержания пути, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2013 г. № 2758р.

3. Единое положение о дистанциях пути.

4. Положение о контролере состояния железнодорожного пути, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» 11 мая 2016 г. № 849.

5. Методика расчета задания по балловой оценке состояния рельсовой колеи по показаниям вагона-путеизмерителя (диагностических средств) с учетом категории железнодорожных линий, дистанций инфраструктуры.

Указанная работа должна быть проведена до 1 ноября 2017 г.

Были выработаны общие предложения по сетевому совещанию.

Нормативная база

До 31 декабря 2017 г. разработать концепцию по ведению нормативной и технологической документации путевого хозяйства.

До 1 ноября:

– актуализировать Положение об Управлении пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», утвержденное 31 марта 2015 г. № ИСХ-11269/ЦДИ;

– разработать единое положение о дистанциях пути;

– актуализировать Положение об участковой системе текущего содержания пути, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2013 г. № 2758р;

– актуализировать Положение о контролере состояния железнодорожного пути, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» 11 мая 2016 г. № 849;

– разработать методику расчета задания по балловой оценке состояния рельсовой колеи по показаниям вагона-путеизмерителя (диагностических средств) с учетом категории железнодорожных линий, дистанций инфраструктуры.

ИССО и земляное полотно

До 1 ноября 2017 г. разработать положение о сетевых мостообследовательских станциях, предусматривающих систему внутреннего аудита через вертикаль сетевых и региональных обследовательских станций.

В 2018 году перейти на единую систему содержания искусственных сооружений 21-ой дистанцией инженерных сооружений.

В настоящее время в дирекциях инфраструктуры сформировано 16 дистанций инженерных сооружений, по одной на каждой дирекции, кроме Калининградской, и две дистанции на Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры. В их состав вошли участки искусственных сооружений 284 дистанций пути.

Не в полной мере завершено реформирование на Октябрьской, Московской, Горьковской и Дальневосточной дирекциях инфраструктуры, где 104 дистанции пути (27%) продолжают содержать искусственные сооружения.

Единой моделью формирования дистанций инженерных сооружений предусматривается 21 структурное подразделение ПЧ ИССО, в том числе I группы – 19 шт., II группы – 2 шт.

До 1 декабря 2017 г. рассмотреть возможность передачи инженерно-геологических баз и мостоиспытательных станций на баланс ПЧ ИССО.

До 1 ноября 2017 г. разработать концепцию формирования механизированных комплексов по ремонту земляного полотна в дистанциях инженерных сооружений.

До 1 октября 2017 г. внедрить систему планирования текущего содержания дистанциями инженерных сооружений.

До 1 ноября 2017 г. сформировать предложения по развитию автоматизированной системы управления инфраструктурой (ЕК АСУИ) в части искусственных сооружений и земляного полотна.

Повышение объемов выполнения хозяйственным способом сопутствующих работ на инженерных сооружениях при капитальном ремонте пути в 2018 году.

В зависимости от готовности к выполнению тех или иных видов работ плановой задачей является к 2020 году полностью перевести на хозяйственный способ выполнение сопутствующих работ при капитальном ремонте пути. В 2017 году хозяйственным способом на фронтах ремонта пути выполняется ремонт земляного полотна на сумму 641 млн рублей из 1719 млн рублей (37%), на 2018 год планируется 1295 млн рублей из 2040 млн рублей (63%).

Механизация путевых работ

Во-первых, ПКБ И в I квартале 2018 г. поручено провести следующие работы.

а) Разработать требования к механизированному и ручному путевому инструменту.

Требования должны содержать: ресурс, мощность, вес и габариты, ремонтопригодность, оснащение комплектующими, время выполнения технологической операции и т.д.

б) Актуализировать нормативы оснащенности путевым механизированным и ручным инструментом в зависимости от категорий (специализации) эксплуатируемых железнодорожных линий (станций):

– дистанции пути;

– дистанции инженерных сооружений;

– дистанции инфраструктуры.

Во-вторых, ЦП до 1 июля 2018 г. сформировать трехлетнюю программу оснащения механизированным инструментом предприятий путевого хозяйства.

Общие вопросы

1. Осуществить разделение функционала службы пути и службы заказчика ДИ на все виды ремонтно-путевых работ:

а) служба пути формирует титульные участки на ремонтно-путевые работы, техническое задание (за исключением реконструкции) и исходные данные;

б) службы заказчика ДИ осуществляет функции по заключению договоров на проектные работы, приемку у проектировщиков ПСД, организацию ее экспертизы, передачу исполнителям.

Пояснение: в настоящее время не систематизирована работа по заключению договоров, приемке работ по разработке проектной сметной документации. В ряде дирекций данную работу выполняет служба заказчика (Мос-ковский, Горьковский, Свердлов-ский), в других – технические отделы службы пути. При этом в службах пути при формировании подразделений дирекций данные вопросы были исключены из функционала.

2. Передать дистанции инфраструктуры в подчинение службам пути дирекций инфраструктуры.

3. Разработать единое штатное расписание дистанций инфраструктуры.

© Евразия Вести VIII 2017

www.eav.ru