ПРОИЗВОДСТВО


Новосибирский стрелочный завод - инновационный путь развития

Постоянное совершенство, поиск и внедрение новых технологий с использованием последних научных разработок, тесное взаимодействие с ведущими научными подразделениями ОАО «РЖД» позволяет коллективу ОАО «Новосибирский стрелочный завод» находиться на передовых рубежах технического прогресса, выпускать продукцию, соответствующую самым высоким требованиям заказчика.

На состоявшемся в феврале месяце заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» с участием руководителей Компании по вопросу «О сферах применения стрелочных переводов» приняло участие ОАО «НСЗ». На данном мероприятии были затронуты вопросы разработки и применения на сети железных дорог ОАО «РЖД» перспективных конструкций стрелочных переводов и вопросы модернизации существующих конструкций для улучшения их скоростных и ресурсных характеристик.

ОАО «НСЗ» уже имеет определенный опыт проведения работ по модернизации существующего модельного ряда стрелочных переводов и созданию инновационных конструкций. Разработки ведутся с учетом отечественного и мирового опыта при участии российских и зарубежных предприятий, а также профильных институтов, компетентных в области проектирования и проведения сложных расчетов элементов инфраструктуры. При этом при проектировании используется комплексный подход к разработке изделий, что предусматривает разработку металлических частей перевода, электрообогрева, переводных и замыкающих устройств, а также электроприводов как единой системы.

Так, специалистами завода были созданы стрелочные переводы типа Р65 марки 1/11 на железобетонных брусьях проектов Н01.001 и Н01.004. При разработке переводов решались задачи по увеличению пропускной способности и допустимой нагрузки от оси подвижного состава, повышению ресурса, долговечности и прочности его элементов, а также снижению затрат на обслуживание. В результате удалось повысить нормативный ресурс до 500 млн т брутто пропущенного тоннажа, нагрузку от оси подвижного состава до 27 т, а допустимая скорость по прямому направлению была увеличена со 140 км/ч до 160 км/ч в сравнении с применяемыми в настоящее время на сети переводами.

Основные геометрические и присоединительные размеры обоих переводов, а также их элементов соответствуют наиболее распространенному на сегодняшний день стрелочному переводу проекта 2750. Таким образом, использование инновационных стрелочных переводов на инфраструктуре возможно в местах укладки переводов типового проекта и не требует модернизации станций. При этом стрелочный перевод проекта Н01.001 полностью взаимозаменяем со стрелочным переводом проекта 2750 и укладывается на бетонное основание того же проекта без каких-либо доработок, что, в свою очередь, было сделано для облегчения замены существующего парка переводов. Переводы были разработаны на основе опыта стран, являющихся одними из мировых лидеров в тяжеловесном движении, таких, как: США, Канада, Австралия с учетом особенностей эксплуатации стрелочной продукции в России.

Стрелочный перевод проекта Н01.001, в составе которого применяется сборная крестовина с сердечником из высокомарганцовистой стали, успешно прошел динамико-прочностные и эксплуатационные испытания на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке. В ходе испытаний крестовина данного перевода увеличила рекорд Кольца более чем на 80%, что подтверждает на практике правильность использованных инновационных конструкторских решений, полученных путем моделирования.

Стрелочный перевод Н01.001 сертифицирован на соответствие техническому регламенту Тамо-женного союза, а также освоено его серийное производство. Начиная с 2016 года, два стрелочных перевода проекта Н01.001 эксплуатируются на инфраструктуре Белорусской Железной Дороги, где отлично себя зарекомендовали в эксплуатации в связи с чем, дорога решила увеличить количество таких переводов для укладки взамен устаревших конструкций, и приобрела в 2017 году еще 6 комплектов. В мае 2017 года пять переводов были уложены на станции Исилькуль Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры для подтверждения технических характеристик и выявления возможности увеличения нормативного ресурса более 500 млн т брутто пропущенного тоннажа, что являлось одним из предметов обсуждения заседания Научно-технического совета.

С целью дальнейшего улучшения эксплуатационных показателей, ограничиваемых применением уже существующего бетонного основания, был разработан перевод проекта Н01.004, предусматривающий его укладку на так называемый «Плоский брус», изготовленный по новой технологии АО «БЭТ» с использованием модернизированных элементов скрепления.

С учетом европейского опыта тяжеловесного движения для него была разработана первая в Российской Федерации цельнолитая крестовина из высокомарганцовистой стали с четырьмя приварными рельсовыми окончаниями.

За счет улучшений конструкции стрелочного перевода планируется получить увеличение ресурса до 750 млн т брутто. Опытный образец данного стрелочного перевода прошел предварительные (заводские) испытания и готов для укладки в путь с целью проведения динамико-прочностных и эксплуатационных испытаний, которые запланированы на станции Чемской Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры в 2017 году.

Работы по модернизации стрелочных переводов для тяжеловесного движения не ограничились проектом 2750. Так, на данный момент ПКБ И ОАО «РЖД» ведет работы по модернизации стрелочного перевода типа Р65 марки 1/18 проекта 2870, исполнение которого будет обеспечивать прохождение подвижного состава со скоростями до 160 км/ч по основному направлению и до 80 км/ч по ответвлению. Данное исполнение разрабатывается для участков пути, на которых отсутствует необходимость реализации скоростей движения по основному направлению до 200 км/ч. Вместо крестовины с непрерывной поверхностью катания будет применена жесткая крестовина моноблочного типа, разработка которой, в свою очередь, поручена ОАО «НСЗ». При этом планируется достичь снижения затрат при эксплуатации, связанных с обслуживанием электропривода и гарнитуры с внешним замыкателем, необходимых для перемещения подвижного сердечника крестовины.

Цельнолитая крестовина с приварными рельсовыми окончаниями марки 1/18, изготовление опытного образца которой запланировано до конца 2017 года, легла в основу стрелочного перевода проекта Н01.006. Разработка данного проекта находится в завершающей стадии. Применение железобетонных брусьев, изготавливаемых по технологии «Плоский брус» с использованием модернизированных элементов скрепления, а также других инновационных решений, опробованных в конструкциях уже разработанных переводов для тяжеловесного движения, позволит получить увеличение ресурсных показателей.

Кроме того, на заседании Научно-технического совета поднимался вопрос о необходимости разработки перспективных конструкций стрелочных переводов для повышения скоростей движения по боковому направлению до 60 км/ч для совмещенного движения. Специалистами ОАО «НСЗ» проработана основная концепция и схема геометрических размеров будущего перевода марки 1/13, позволяющего реализовать данную скорость по ответвлению и обеспечивающего минимальное переустройство существующих горловин станций. Несмотря на то, что работы по разработке данного изделия находятся в активной стадии, уже сейчас можно с уверенностью заявить, что данный перевод будет отвечать самым перспективным требованиям к перевозочному процессу.

Завод также ведет разработку глухого пересечения марки 2/11 на железобетонных брусьях. Конструкция нового глухого пересечения проекта Н05.002 уже определена. Она сочетает в себе решения, опробованные при проектировании стрелочной продукции для тяжеловесного движения поездов, с отработанными временем решениями, которые были использованы в существующем проекте, что гарантирует их взаимозаменяемость.

Без внимания не осталось и высокоскоростное движение. В рамках программы повышения скоростей движения по заданию ОАО «РЖД» был разработан стрелочный перевод типа P65 марки 1/22 проекта H03.002 для высокоскоростного движения с комплексом переводных и замыкающих устройств. Максимальные скорости движения на данном стрелочном переводе составляют 250 км/ч и 120 км/ч по прямому и боковому пути соответственно. При этом конструкционная скорость движения по прямому пути составляет 300 км/ч и ограничивается 250 км/ч отсутствием соответствующего рельсового проката, сертифицированного для более высоких скоростей, и подвижного состава, способного развить скорость более 300 км/ч. Это обусловлено тем фактом, что для подтверждения скоростных показателей стрелочной продукции при сертификации необходимо в процессе испытаний пропустить по опытному образцу данной продукции подвижной состав со скоростью, превышающей заявленную на 10%.

В мае 2017 года был завершен первый этап динамико-прочностных и эксплуатационных испытаний, а в июне данный перевод успешно выдержал приемочные испытания, которые проходили с участием комиссии, в состав которой вошли специалисты и руководители ответственных подразделений ОАО «РЖД» и других организаций, таких как АО «ВНИИЖТ», ПКБ И, АО «Термотрон-Завод», ГТСС. Данные испытания являются завершающими для опытного образца стрелочного перевода, по результатам которых он будет сертифицирован на соответствие техническому регламенту Таможенного союза до конца 2017 года.

Параллельно с разработкой стрелочного перевода марки 1/22 проекта Н03.002 на его основе был разработан проект одиночного съезда марки 1/22 Н04.001 для высокоскоростного движения на железобетонных брусьях, предназначенный для замены уложенного съезда проекта 2833 устаревшей конструкции.

Также по заданию РЖД завод разрабатывает стрелочный перевод типа Р65 марки 1/18 проекта Н03.001 с конструкционными скоростями движения по основному пути до 300 км/ч, по ответвлению – 80 км/ч. При разработке используются как уже опробованные решения при проектировании перевода марки 1/22, так и абсолютно новые, не имеющие мировых аналогов. Проектирование перевода находится в завершающей стадии. Укладка опытного образца данного перевода запланирована на станции Парголово Октябрьской дирекции инфраструктуры в весенний период 2018 года.

Стоит отметить, что при проведении определенной модернизации стрелочные переводы проектов Н03.001 и Н03.002 и съезды на их основе способны обеспечить пропуск подвижного состава по прямому пути со скоростями до 400 км/ч.

В рамках реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва – Казань ОАО «НСЗ» ведет работу по разработке стрелочных переводов и съездов типа Р65 марки 1/25 для пропуска подвижного состава со скоростями до 400 км/ч, а также уравнительных стыков и приборов, способных работать при таких высоких скоростях. Как было отмечено на заседании Научно-технического совета, данные работы проводятся в сотрудничестве с мировым лидером по производству стрелочной продукции для высокоскоростных магистралей компанией Voestalpine VAE.

На настоящий момент на ОАО «НСЗ» работы по модернизации и разработке инновационной стрелочной продукции проведены в достаточно большом объеме. Однако коллектив завода не собирается останавливаться на достигнутом и ставит перед собой задачи наращивать и без того высокие темпы проектирования и постановки на производство новой продукции согласно сформированному модельному ряду в соответствии с классификацией и категорийностью железнодорожных линий с учетом новой элементной базы для обеспечения удовлетворенности потребителя.

© Евразия Вести VIII 2017

www.eav.ru