ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА


Экспертный надзор за состоянием технических средств железных дорог

Специалисты Некоммерческого партнерства «Испытательный центр «ЯРЭЛАСТЕСТ» за последние три года принимали участие в разработке ряда нормативных документов на основе тестирования и испытаний различных рельсовых скреплений. При этом создана методика контроля, позволяющая исследовать свойства материалов даже в экстремальных климатических условиях.

Каким образом решались эти задачи, рассказывает директор Испытательного центра Надежда Петровна Жигалева

– Надежда Петровна, что вы считаете наиболее важным в повседневной деятельности коллектива?

– Чтобы успешно осуществлять свои функции, мы должны быть независимыми от потребителей, производителей и поставщиков продукции. Это позволяет получать достоверные результаты и формировать объективное мнение о качестве продукции. Конечно, способствует продуктивной работе наша солидная испытательная база, которая постоянно обновляется, и грамотные, высококвалифицированные специалисты.

Из всего широкого спектра направлений нашей деятельности хотелось бы выделить испытания технических средств для железнодорожного транспорта. Как известно, руководством ОАО «РЖД» было принято решение о необходимости использования в кривых малого радиуса скреплений подкладочного типа. Сегодня для этих целей разработаны скрепления типа ЖБР-65ПШМ и ЖБР-65ПШР, которые показывают высокую надежность в эксплуатации.

– Какие задачи стояли перед вашими экспертами и как они решались?

– При участии нашего ИЦ, разработан ряд нормативных документов. В первую очередь, это ГОСТ Р 56291-2014 на прокладки рельсовых скреплений. Мы возглавляли рабочую группу по разработке данного стандарта, также вместе с нами в нее водили Центр технического аудита ОАО «РЖД», МИИТ и представители предприятий – изготовителей прокладок (ООО «Механизированная колонна № 20, ОАО «ИСКОЖ», ООО «РТИ-Барнаул», АО «Резина», ОАО «АРТИ-Резинопласт». В этом году данный стандарт переведен в статус межгосударственного.

В процессе создания стандарта была проведена колоссальная работа по изучению международной практики, переводу на русский язык европейских и американских норм. Настоящий стандарт гармонизирован с международными, впервые введены понятия динамической жесткости и коэффициента жесткости, которые давно определяются за рубежом, разработаны методы контроля, позволяющие исследовать свойства материала с учетом климатических факторов от минус 60 до плюс 60°С.

Также мы участвовали в обсуждении проектов межгосударственных стандартов ГОСТ 32698 (рельсовые скрепления), ГОСТ 33185 (клеммы), Регламента постановки на производство элементов рельсовых скреплений для ОАО «РЖД». При нашем непосредственном участии разработаны технические условия ЦП 369 ТУ-4 на прокладки упругие, ЦП 369 ТУ-6 на упоры боковые полимерные, ЦП 369 ТУ-7 на дюбели, ЦП 369 ТУ-8 на подкладки полимерные ПШР. Работа над документами проводится постоянно, повышаются требования к продукции, отрабатываются новые методы испытаний, происходит набор тестовых данных.

– Что еще может способствовать увеличению срока службы рельсовых скреплений?

– Мы считаем, что должны быть равнозначные условия гарантии на все элементы скрепления. Также необходимо изменить порядок обязательного подтверждения соответствия, начав с перевода принятия декларации о соответствии на сертификацию. Ведь декларирование допускается проводить на основании собственных доказательств, что может носить формальный характер.

Надо также отметить, что нами совместно с ПКБ И ОАО «РЖД» проводилась большая работа по сравнительным стендовым испытаниям различных типов скреплений. Одним из критериев оценки является изменение ширины колеи. Проведенная работа показала, что в кривых малого радиуса наиболее стабильно работают именно подкладочные скрепления. Это подтверждается и в условиях эксплуатации.

Думаю, они хорошо себя зарекомендуют на участках с тяжеловесным, скоростным и высокоскоростным движением, в том числе с точки зрения выполнения ремонтных работ. Скрепление ЖБР-65ПШР имеет такую конструкцию, которая позволяет эксплуатационным службам быстро проводить работы по восстановлению ширины колеи согласно нормативным требованиям.

– Расскажите о взаимодействии вашего центра с ЦТА ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и Регистром сертификации (РС ФЖТ)?

– На базе нашего центра неоднократно проводились семинары и обучение инспекторов-приемщиков ЦТА, наши специалисты принимают участие в совещаниях и аудитах, проводимых ЦТА. Мы находимся в постоянном рабочем контакте со специалистами ЦТА по вопросам разработки нормативной документации, проведения входного контроля закупаемой РЖД продукции.

Также мы участвуем в совещаниях, организуемых ОПЖТ, даем свои предложения по разрабатываемым ими документам. А с «РС ФЖТ» мы тесно сотрудничаем с 2006 года, проводим испытания в целях обязательной и добровольной сертификации, участвуем во всех наиболее важных совещаниях. Ежегодно наши сотрудники принимают участие в международных семинарах по проблемам технического регулирования и менеджмента качества.

Важно отметить, что в Росстандарте мы были аккредитованы еще в 1994 году в числе первых лабораторий нефтехимической отрасли. С тех пор мы постоянно работаем над освоением новых методов и расширением области аккредитации, совершенствованием технической базы с учетом международных требований. С 2012 года мы аккредитованы Федеральной службой по аккредитации на техническую компетентность и независимость. Наличие высокотехнологичного оборудования, опытного квалифицированного персонала, а также независимость от потребителей и изготовителей продукции позволяет получать достоверные и объективные результаты испытаний, что и привлекает к нам заказчиков.

И хотя действующее законодательство не требует наличия у Испытательных центров железнодорожной продукции собственного испытательного оборудования, мы считаем необходимым иметь собственную испытательную базу. Это позволяет проводить испытания на высоком достоверном уровне, поддерживать квалификацию персонала по работе на сложном оборудовании, получать воспроизводимые результаты.

– А есть ли среди ваших заказчиков услуг зарубежные фирмы?

– Нашему Испытательному центру выражают доверие не только крупные российские предприятия, но и зарубежные партнеры из Беларуси, Украины, Казахстана, Китая, Великобритании, Чехии, Латвии, Германии, Соединенных Штатов Америки. В какой-то мере нашей известности способствует участие в крупнейших выставках, как например «ЭКСПО-1520», «Иннотранс» (Берлин) и других. Это расширяет наш кругозор в области новинок, представленных на данных мероприятиях.

– Существует ли конкуренция на рынке испытательных услуг. И где, и как вы готовите своих специалистов?

– Мы считаем, что сегодня все центры, которые работают в данной области, особенно в сфере обязательного подтверждения соответствия продукции, должны быть независимыми от потребителей, производителей и поставщиков продукции. Повторюсь, но именно это позволяет получать достоверные результаты и формировать объективное мнение о качестве продукции.

Что касается наших специалистов, то среди них выпускники Московского института тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, Ярославского технического университета, Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, эксперты Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Кроме того, мы обучаем персонал в МИИТ (г. Москва), Ярославском филиале ПГУПС, Государственной академии промышленного менеджмента им. Пастухова, участвуем в межлабораторных сравнительных испытаниях. Квалификация нашего персонала вызывает заслуженное уважение у заказчиков.

Кстати, наши лаборанты не раз занимали призовые места на областных конкурсах профессионального мастерства. На базе нашего центра мы организуем производственную практику для учреждений профессионального образования, а хорошо проявившим себя студентам предлагаем рабочие места. За новыми сотрудниками мы закрепляем опытных наставников, которые делятся своими знаниями и профессиональными секретами.

И конечно, чтобы идти в ногу со временем, обеспечивать высокую эффективность и информативность испытаний, достоверность результатов, стремимся не только поддерживать в образцовом состоянии имеющееся оборудование, но и приобретать более современное, прогрессивное.

© Евразия Вести VIII 2017

www.eav.ru