ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ


Стандартизация и бережливое производство в ОАО «РЖД»

В настоящее время мотиватором развития железнодорожного транспорта в значительной степени является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 года.

Реализация данной программы в ближайший период для всех участников перевозочного процесса будет выдвигать свои целевые задачи в создании новой и совершенствовании действующей нормативной базы, тем самым создавая возможность использовать технологии на основе лучших мировых практик.

Вопросам стандартизации и бережливого производства на железнодорожном транспорте – как мощного инструмента повышения эффективности бизнеса и качества железнодорожной техники посвящена статья начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Александра Станиславовича Назарова.

Об эффектах стандартизации в ОАО «РЖД»

В ОАО «РЖД» на постоянной основе проводится мониторинг внедрения документов по стандартизации в хозяйственную деятельность подразделений компании и оценки получаемых эффектов. Для этой цели создана рабочая группа, включающая представителей как экономического, так и технического блока. Проанализировано 150 стандартов и сводов правил. Расчетный экономический эффект превышает 16 млрд рублей.

Помимо экономического эффекта обеспечивается также техническая эффективность применения документов:

– в обеспечении условий выполнения требований технических регламентов ТР ТС;

– в обеспечении механизмов соблюдения требований федерального законодательства; в гармонизации с европейскими и международными стандартами;

– в обеспечении возможности управлять рисками в технических и технологических системах по критерию «цена – безопасность» в течение их жизненного цикла;

– в применении эффективных подходов к управлению техническим содержанием объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Социальные эффекты от применения документов по стандартизации выражаются, в основном, в обеспечении комфорта и защищенности пассажиров (в т. ч. маломобильных) на железнодорожном транспорте, в обеспечении безопасности и охраны труда персонала компании.

Стандартизация для обеспечения безопасности перевозок

В рамках переговоров по вступлению России в ВТО государством, с участием экспертов холдинга РЖД, выполнена задача по разработке технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710). Указанные технические регламенты вступили в действие 2 августа 2014 года.

Обязательные общие требования безопасности, содержащиеся в ТР ТС, нуждались в конкретизации параметров, характеристик и показателей технических средств, что может обеспечить современная нормативная база документов в области стандартизации. Для решения этой задачи ОАО «РЖД» проведена огромная работа по анализу имеющейся на «пространстве 1520» нормативной базы.

Итогом этой работы стал перечень из 304 документов в области стандартизации (ГОСТ, ГОСТ Р и своды правил), применение которых по мнению специалистов АО «ВНИИЖТ», АО «ВНИКТИ», ОАО «НИИАС», ОАО «РЖД» и пр. позволит обеспечить выполнение минимально необходимых требований безопасности.

Технические комитеты по стандартизации в области железнодорожного транспорта

Известно, что решение технических проблем, организация эффективной производственно-эксплуатационной деятельности, продвижение прогрессивных решений и инновационных продуктов во многом можно осуществить с помощью механизмов стандартизации.

С этой целью приказом Росстандарта от 09.10.2008 № 3254 создан национальный Технический комитет по стандартизации ТК 45 «Железнодорожный транспорт».

ТК 45 объединяет свыше 300 предприятий и около тысячи экспертов и специалистов в области железнодорожного транспорта:

– подразделений ОАО «РЖД» и его филиалов;

– операторов железнодорожных перевозок;

– предприятий-производителей и поставщиков железнодорожной техники;

– представителей федеральных органов власти;

– отраслевых научных и проектных организаций;

– высших учебных заведений;

– институтов в области методологии стандартизации.

Для аналогичной работы в области межгосударственной стандартизации и сохранения гармонизированного нормативного поля на «пространстве колеи 1520 мм» в ноябре 2010 года решением 38-го заседания Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации учрежден межгосударственный технический комитет по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт».

МТК 524 объединяет специалистов железнодорожного транспорта 11-ти стран СНГ и Балтии: Республика Армения, Республика Беларусь, Азербайджанская республика, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Россий-ская Федерация, Украина, Рес-публика Узбекистан, Республика Таджикистан, Республика Молдо-ва и Эстонская республика.

Ключевую роль в работе ТК 45 и МТК 524 играют специалисты ОАО «РЖД». Секретариаты технических комитетов ведет отдел стандартизации и технической документации Департамента технической политики.

Можно отметить активную позицию, в частности:

– работников «Трансэнерго» в сфере стандартизации требований к устройствам электроснабжения железных дорог;

– Центральной дирекции инфраструктуры и Центра технического аудита в части обновления характеристик рельсовой продукции, рельсовых скреплений и других элементов верхнего строения пути;

– Управления экспертизы проектов и смет в части нормативного обеспечения прогрессивных способов проектирования и строительства объектов железнодорожной инфраструктуры;

– Дирекции тяги в области внедрения локомотивов на газовом топливе;

– Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля в стандартизации соответствующих направлений.

Росстандартом за ТК 45 закреплены 123 национальных стандарта (ГОСТ Р) и 175 межгосударственных стандартов (ГОСТ). Кроме того, в ОАО «РЖД» разработан 193 корпоративных стандарта и 15 сводов правил.

ТК 45 взаимодействует с европейскими техническими комите-тами по стандартизации CENELEC/TС 9Х «Электрические и электронные устройства для железных дорог», CEN/TС 256 «Железнодорожный транспорт», а также представляет позицию Российской Федерации по проектам международных стандартов в ISO/TC 269 «Железные дороги». Эта работа достаточно эффективна и перспективы сотрудничества продолжают расширяться.

В рамках ТК 45 и МТК 524 к утверждению ежегодно подготавливается до 60-ти документов по стандартизации национального и межгосударственного уровня. Это и актуализация действующей нормативной базы, и разработка новых документов. Всего структурами ТК 45 и МТК 524 выпущен 261 документ. При этом 85 межгосударственных стандартов разработаны на основе ранее опробованных на практике национальных норм.

Стоит подчеркнуть беспрецедентную открытость разработки стандартов для «пространства 1520», с первой редакции документа в обсуждение проекта задействуются все заинтересованные стороны государств СНГ и Балтии. Также на всех стадиях отработки окончательной редакции вносятся коррективы и подкомитетами, и членами МТК, и государственными органами по стандартизации.

Открытость разработки обеспечивает качество подготавливаемых документов.

Все знают, как широко развиваются дискуссии по ключевым стандартам. В итоге созданы хорошие механизмы защиты от недобросовестных поставщиков ряда продукции и механизмы обеспечения качественной разработки образцов нового подвижного состава.

По оценкам Росстандарта, ТК 45 (из более чем трехсот технических комитетов России) занимает лидирующие места в рейтинге эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации за последние годы.

Об экспертизе документов, разработанных в рамках других технических комитетов

ТК 45 организовывает экспертизу проектов национальных и межгосударственных стандартов, предварительных национальных стандартов, разрабатываемых в рамках программ стандартизации смежных отраслей экономики и федеральных органов исполнительной власти, но затрагивающих в той или иной степени интересы железнодорожников.

В 2016 году организована экспертиза 20-ти проектов нормативных документов, поступивших на рассмотрение в ТК 45 от других ТК (ТК 119 «Надежность в технике», ТК 012 «Методология стандартизации», ТК 60 «Химия», ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые» и других), а также институтов Росстандарта.

Документы обсуждены в причастных подкомитетах ТК 45, обобщенные секретариатом замечания и предложения внедрены в окончательные редакции стандартов.

О работе в других ТК в смежных областях

Представители ТК 45 «Желез-нодорожный транспорт» задействованы в деятельности 24-х технических комитетов по стандартизации. Наиболее активное участие принято в деятельности:

– ТК 12 «Методология стандартизации»;

– ТК 16 «Электроэнергетика»;

– ТК 86 «Управление активами»;

– ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»;

– ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту»;

– ТК 194 «Киберфизические системы»;

– ТК 246 «Контейнеры»;

– ТК 465 «Строительство».

В рамках заседания ТК 45 2 марта 2017 г. подписаны соглашения о сотрудничестве с ТК 465 «Строительство» (председатель ТК 465 – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Мавлияров Хамит Давлетярович) и ТК 16 «Электро-энергетика» (председатель ТК 16 – председатель Правления – генеральный директор ПАО «РусГидро» Шульгинов Николай Григорьевич).

Эти соглашения открывают новые перспективы развития стандартизации в области железнодорожного транспорта. Откры-тость, оперативный обмен информацией и опытом работы будут способствовать повышению эффективности работы технических комитетов по стандартизации, выработке согласованной позиции между экспертами ТК и скорейшему достижению поставленных целей.

Бережливое производство

В Стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 года клиентоориентированность, эффективность производственных процессов, постоянные улучшения, поиск путей повышения качества услуг и роста эффективности определены как ценности, с учетом которых осуществляется достижение долгосрочных целей холдинга.

Эти ценности имеют особую значимость и проходят красной нитью в принимаемых управленческих решениях. Одним из способов развития производственной системы, ориентированной на клиента и позволяющей при этом повышать внутреннюю эффективность работы компании, является бережливое производство.

Отправная точка бережливого мышления для любой компании на рынке железнодорожных перевозок – это ценность услуги по перевозке грузов или пассажиров, которая может быть определена только конечным потребителем – грузовладельцем или пассажиром. Говоря о перевозке, потребителя волнует, прежде всего, стоимость и качество услуги – срок доставки, сохранность груза, сервис, безопасность, комфорт для пассажиров.

Так, ценность грузовой перевозки создается в процессе от определения потребности клиента в перевозке до выгрузки груза на станции назначения. Все действия, которые необходимо совершить, чтобы оказать перевозочную услугу, представляют собой поток создания ценности. Но есть среди них те, которые не создают ценность для потребителя – например, ожидание погрузки или простои в пути следования – но потребляют ресурсы, поэтому являются потерями.

Чтобы выявить потери, необходимо графически определить поток создания ценности, то есть выстроить последовательность всех операций, которые выполняются в процессе перевозки. После того, как устранены лишние операции или минимизировано время на их выполнение, необходимо организовать взаимодействие между продавцами услуги, движенцами, локомотивщиками, путейцами, связистами и другими службами, и участниками перевозки так, чтобы поток пришел в движение, стал ритмичным и равномерным. Если строить поток, не учитывая потребности клиента и инфраструктурные ограничения, то движение груза будет тормозиться, преодолевая барьерные места. Например, вывоз всего предъявленного к перевозке угля в адрес портов при их неспособности переработать перевезенный объем приведет к брошенным поездам, пересодержанию парка локомотивов и локомотивных бригад. А если погрузить столько вагонов угля, сколько способны переработать порты и пропустить сеть железных дорог, то поток создания ценности будет непрерывным.

В 2016 году для решения стратегических задач в области научно-технического и технологического развития Компании, направленных на обеспечение конкурентоспособности и эффективности ее работы, в ОАО «РЖД» был разработан проект Комплексной программы инновационного развития холдинга на период до 2020 года. Он одобрен Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. В программе определены ключевые направления инженерного развития на пятилетний период, одним из которых является управление качеством.

Более детально план развития этого важного направления представлен в Стратегии управления качеством в холдинге «РЖД», разработанной и утвержденной в 2016 году. В числе приоритетных направлений реализации Стратегии – бережливое производство.

В ОАО «РЖД» бережливое производство является одним из важных направлений и из года в год набирает обороты. В Компании бережливое производство развивается с 2010 года. В основу был заложен комплексный подход: сформирована и реализуется Программа проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД». Расширяется полигон внедрения технологий бережливого производства: 6 лет назад в ОАО «РЖД» начинали с 47 предприятий, а в 2016 году Программой было охвачено уже 1995 структурных подразделений компании.

Последовательно реализуя Программу, ОАО «РЖД» удается обеспечивать динамичный рост показателей: в 2016 году работниками компании реализовано 6437 проектов бережливого производства или 93% от всех предложенных проектов. Количество реализованных проектов на 48% превысило уровень 2015 года. При этом растет не только общее количество предложений, но и качество реализованных проектов.

Компания стремится к тому, чтобы большинство проектов давали реальное высвобождение ресурсов, вели к улучшению технологических процессов и способствовали повышению качества железнодорожных перевозок в целом.

В 2016 году учтенный в бюджетах экономический эффект составил 668 млн рублей. По итогам года пересмотрено 5419 технологических процессов и нормативов технического содержания объектов железнодорожного транспорта. 86% экономического эффекта, достигнутого на сети дорог в 2016 году обеспечено за счет функциональных филиалов: Ди-рекции тяги (42% от общего эффекта), Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (14%), Центральной дирекции инфраструктуры (13%), Цен-тральной дирекции управления движением (10%) и Центральной дирекции по тепловодоснабжению (7%).

Департаментом технической политики реализуются вышеперечисленные вопросы для эффективной и безопасной работы Холдинга ОАО «РЖД».

© Евразия Вести IX 2017

www.eav.ru