НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Для «ФИНК ЭЛЕКТРИК» нет преград нигде: на рельсах, в воздухе и даже на воде

Важнейшим направлением деятельности компании «ФИНК ЭЛЕКТРИК» является дальнейшее совершенствование системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда (СКБ и СПП) в направлении повышения надежности ее работы, уменьшения количества функциональных узлов, а также расширения количества решаемых задач.

Наш собеседник – генеральный директор ООО «ФИНК ЭЛЕКТРИК» Юрий Михайлович Финк.

Длительное время наша компания не работала. К сожалению, избежать рейдерского захвата нашего бизнеса со стороны недобросовестного банка и компаний, аффилированных с банком, нам не удалось.

Тем не менее, мы возвращаемся на свои позиции в области транспортной безопасности и дальнейших разработок современного оборудования для железных дорог и авиации.

Современное программное обеспечение в сочетании с быстродействующим аппаратным комплексом позволяют практически неограниченно наращивать функциональные возможности сервера штабного вагона пассажирского поезда. Причем обновление и расширение функциональных возможностей было реализовано удаленным доступом и одновременно для всех штабных вагонов.

Мы впервые реализовали в полном объеме требования нормативных документов Российской Федерации о применении навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на транспортных средствах, осуществляющих перевозки людей, в том числе требования Министерства связи РФ к оборудованию связи, работающему через искусственные спутники Земли на геостационарной орбите.

– Юрий Михайлович, какие основные цели были поставлены перед разработчиками Систем и чего в итоге удалось достичь?

– На первых 38 штабных вагонах, оборудованных системами СКБ и СПП в этом году, навигационная спутниковая система ГЛОНАСС не только управляет антенной терминала спутниковой связи Инмарсат, но и ее навигационные данные используются для геопозиционирования пассажирского поезда на электронной карте в штабном вагоне и передаются по каналам связи в ГИС РЖД.

Одновременно с использованием спутниковой системы Инмарсат наша компания совместно с ОАО «НИИАС» и Государственным предприятием космической связи проводит испытания терминалов мобильной спутниковой связи, работающих в Ku и Ka диапазонах с российскими спутниками связи.

Это решение позволит полностью перейти на российскую спутниковую систему связи с реализацией высокоскоростной передачи данных, что позволит организовать удаленное видеонаблюдение и передачу телеметрической информации в целях повышения безопасности движения и самих пассажиров, а также предоставить высокоскоростной доступ пассажирам в сеть Интернет.

– Если можно, расскажите подробнее о сути и значении каких-то инноваций.

– Мы впервые применили носимый терминал – тревожную кнопку с переговорным устройством для должностных лиц поездной бригады и сотрудников полиции, сопровождающих пассажирский поезд.

Носимый терминал – имеет бесконтактное зарядное устройство аккумуляторной батареи, что значительно повышает надежность и долговечность терминала.

Носимый терминал-тревожная кнопка с переговорным устройством позволяет экстренно и скрыто оповещать начальника поезда и других должностных лиц поездной бригады об опасности в вагоне, осуществлять прием сигналов о пожаре в вагоне, перегреве буксовых узлов, о состоянии аккумуляторных батарей, о несанкционированном доступе в вагон, осуществлять вызов начальника поезда и вести переговоры, включая использование системы спутниковой связи.

Изучив результаты и опыт работы Системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда за предыдущие годы, мы предложили внести ряд значительных изменений в технические решения. Особенно в части регистрации вагонов в Центральной управляющей системе штабного вагона.

Автоматическая регистрация повысит надежность работы системы СКБ и СПП и освободит проводников вагонов от использования физических электронных ключей регистрации вагонов в составе поезда.

– Нетрудно предположить, что вы позаботились и о большей информированности пассажиров?

– Совершенно верно. Для чего обратились к Федеральной пассажирской компании рассмотреть наше предложение об усовершенствовании уже установленного оборудования СКБ и СПП в части использования в системе, дополнительно, сети беспроводной передачи данных Wi-Fi.

Организация передачи сигнала Wi-Fi в линейный вагон от точки доступа штабного вагона позволит получать телеметрическую информацию на сервер штабного вагона из линейных вагонов по радиоканалу.

Это решение позволит обновлять информацию о пассажирах в устройствах контроля электронных билетов (УКЭБ) непосредственно в линейном вагоне в режиме реального времени без перемещения УКЭБов в штабной вагон, что позволит оптимизировать продажу электронных билетов и контроль посадки пассажиров.

Совместно с компанией «Электронный вокзал» мы подготовили предложение Федеральной пассажирской компании по внедрению новой автоматизированной системы контроля посадки пассажиров «Синергия», которая значительно ускорит и упростит контроль посадки пассажиров.

Кроме того, мы совместно создали терминал пассажира, который интегрирован в СКБ и СПП. Это позволит пассажирам при нахождении их в вагоне получать информацию по сети Wi-Fi на собственные смартфоны или планшетные устройства о расписании и движении поезда с отображением на электронной карте, информацию об остановках и предупреждение о приближении к конечному пункту маршрута пассажира, информацию о других предоставляемых услугах. Хотим также предложить установить интерактивные мониторы в коридоре вагона, связанные по Wi-Fi-каналу с сервером штабного вагона и терминалом пассажира.

– Напрашивается вполне резонный вопрос: какими-то примерами конкретизировать и предпринимаемые усилия по обеспечению безопасности движения поездов?

– Для этого мы предлагаем интегрировать в систему СКБ и СПП систему беспроводного контроля нагрева букс (СБКНБ), которая была разработана в 2007 и в 2008 годах прошла все стендовые, пробежные и эксплуатационные испытания и готова к серийному производству. Система СБКНБ позволяет непрерывно контролировать динамику изменения температуры буксовых узлов и своевременно предупреждать поездную бригаду о критическом увеличении температуры до ее выхода за допустимые пределы. С учетом прошедшего времени и появления новых технологий и компонентов мы повысили надежность работы системы и снизили ее себестоимость.

В то же время есть ряд проектов, которые мы хотим реализовывать совместно с ОАО «НИИАС» при поддержке НП «ОПЖТ», членом которого наша компания является.

Наиболее близким к внедрению мы считаем созданные нами автономные счетчики осей, построенные на двух типах рельсовых электрических генераторов: контактном и бесконтактном.

Автономный счетчик осей – это электронное устройство, имеющее в основе специальный электрический генератор, вырабатывающий электроэнергию при прохождении колесных пар локомотива или вагона.

Электронная система может как фиксировать количество колесных пар, прошедших над генератором с последующей передачей этой информации по радиоканалу в локомотивное устройство, так и передавать сигналы о приближении и скорости движения поезда путевой ремонтной бригаде, находящейся на расстоянии нескольких километров впереди поезда.

Так же система может управлять по радиоканалу другими электронными устройствами, в том числе светофорами. Кроме того, рассматриваем возможность снятия и передачи акустических и электрических сигналов, содержащих информацию о дефектах конструкции подвагонных тележек и колесных пар. Это будущее, надеюсь, недалекое!

– А если заглянуть еще на несколько лет вперед?

– Тогда можно упомянуть, что нами разработан и подготовлен к испытаниям низкооборотный электрический генератор, устанавливаемый в буксовый узел грузового вагона. Уверен, что это решение – будущее цифровой железной дороги.

Такой генератор позволяет обеспечить электроэнергией миниатюрную электронную систему, позволяющую контролировать техническое состояние буксового узла, колесной пары и боковой рамы подвагонной тележки. В первую очередь, блокировку колесной пары, сход колеса, температуру подшипника буксового узла, образование трещин и ползунов, а также поверхностное состояние рельсов. Эта информация может передаваться по радиоканалу как в локомотивное устройство, так и в диспетчерские службы при наличии встроенного модуля радиосвязи.

Электронная система, встроенная в буксовый узел, может содержать навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS и модем сотовой связи, а также считыватель меток, установленных на контейнерах и перевозимых грузах с последующей передачей информации заинтересованным службам.

По заказу сторонней организации мы разработали и изготовили опытный образец электрического генератора мощностью 50 Вт, встраиваемого в буксовый узел. Такой электрогенератор позволит обеспечить электроэнергией систему управления тормозами грузового вагона по радиосигналу из локомотива. Данное решение актуально при формировании сверхтяжелых грузовых составов.

Также, мы провели расчеты и подготовили предложение по созданию маневрового электровоза, работающего только на аккумуляторных батареях с применением электромоторов на постоянных магнитах и с электронным управлением без участия машиниста.

В первую очередь, это позволит отказаться от применения двигателей внутреннего сгорания и использования природного топлива.

– Вы уже упоминали партнеров по железнодорожным проектам, а есть ли они в других транспортных сферах?

– Сегодня без надежных партнеров не обойтись, и многие проекты мы реализуем в тесном содружестве с немецкой компанией Disty communication и российской компанией «Алькор». По нашему заказу ПАО «Туполев» выпустило конструкторскую документацию на оборудование самолетов ТУ-204/214 системой спутниковой связи с возможностью организации на борту самолета видеоконференции с наземными центрами и работой сотовых телефонов в обычном режиме.

Также мы реализуем уникальный проект по оборудованию вертолетов Ми-8 и их модификаций системой спутниковой связи, обеспечивающей высокоскоростную передачу данных, телеметрии и полетной информации, с установкой спутниковой антенны над несущим винтом вертолета. Это позволит полностью контролировать местоположение вертолета в пространстве и работу его систем, а также передавать с борта вертолета информацию от тепловизора и системы видеонаблюдения, что крайне важно при выполнении поисково-спасательных работ и обнаружения очагов лесных пожаров.

Одним из интереснейших проектов нашей компании является создание высокооборотной микротурбины, вращающейся со скоростью 120 000 об/мин и приводящей в движение электрогенератор мощностью до 15 кВт. Размер устройства 60 см в длину, а диаметр ротора генератора всего 24 мм.

По предложению ученых из МЭИ мы используем лепестковые подшипники. Фактически, на больших оборотах вал турбины «всплывает» и вращается в воздушном пространстве, исключая трение в классическом понимании.

Будущее таких микротурбин огромно – это вспомогательные силовые установки для воздушных судов, танков и колесной бронетехники. Также возможно использование микротурбин на железнодорожном транспорте для аварийного электропитания при отказе других источников электроэнергии.

Использование такой энергоустановки оправдано при работе транспорта в северных широтах при низких температурах, поскольку турбина и подшипники работают без смазки.

– Всем вышесказанным вы настолько удивили наших читателей, что заранее подготовленный вопрос о перспективах на будущее кажется не вполне актуальным и оправданным?

– Ну почему же. Очень часто сегодняшние фантазии – это завтрашняя реальность. Например, мы завершили разработку автомобиля-амфибии для поиска и спасания космонавтов в месте приземления пилотируемых космических кораблей. Имея большой опыт работы с Роскосмосом, РКК «Энергия» им С.П. Королева и Центром подготовки космонавтов им Ю.А. Гагарина, мы создали проект автомобиля-амфибии «Барракуда», который учел все преимущества легендарного автомобиля-амфибии «Синяя птица», созданного талантливыми инженерами и конструкторами завода «ЗИЛ» в 60-е годы прошлого века.

Мы разработали машину, которая приводится в движение от литий-полимерных аккумуляторов и электродвигателей на постоянных магнитах.

Дизель-генератор будет использован только для подзарядки аккумуляторных батарей. Кстати, расчетная скорость движения на воде с использованием водометного движителя с приводом от электродвигателей составит около 20 км/час, а при движении по дорогам – до 100 км/час. Это хороший ожидаемый показатель для такой большой амфибии. Надеемся, что такая машина будет востребована и для нужд РЖД.

– Благодарим за очень интересное интервью и желаем успехов в вашей дальнейшей деятельности.

© Евразия Вести IX 2017

www.eav.ru