НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Вклад АО «ЭЛАРА» в создание и развитие «Цифровой железной дороги»

Акционерное общество «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко» (АО «ЭЛАРА»), основанное в 1970 году как Чебоксарский приборостроительный завод, является ведущим российским производителем пилотажно-навигационных комплексов и систем автоматического и дистанционного управления для военной и гражданской авиации.

Вместе с тем предприятие более 20-ти лет активно развивается как изготовитель автоматизированных систем управления гражданского назначения для объектов различных отраслей промышленности.

ОАО «РЖД» является ключевым партнером и потребителем продукции гражданского назначения для АО «ЭЛАРА». О создании и производстве инновационной наукоемкой продукции для российских железных дорог пойдет речь в материалах статьи генерального директора АО «ЭЛАРА» Андрея Александровича Углова.

Наше предприятие обладает всеми технологическими возможностями для серийного выпуска широкого спектра продукции от печатных плат, электронных модулей и приборов до шкафов автоматики и программно-технических комплексов. АО «ЭЛАРА» является лауреатом премии Правительства РФ в области качества 2015-го года. Система менеджмента предприятия соответствует требованиям четырех международных стандартов качества в различных областях деятельности.

АО «ЭЛАРА» располагает значительным опытом в реализации масштабных проектов. Как правило, они реализуются в тесном сотрудничестве с отраслевыми институтами-разработчиками, и роль предприятия может варьироваться от производителя аппаратной части изделий до генерального подрядчика.

Сегодня АО «ЭЛАРА» ассоциируется с прогрессивными технологиями, конкурентоспособными разработками, современным оборудованием и наукоемкой продукцией.

Высокотехнологичные изделия с маркой завода успешно работают не только на перспективных авиационных комплексах пятого поколения, но и на объектах Российских железных дорог. ОАО «РЖД» является ключевым партнером и потребителем продукции гражданского назначения для АО «ЭЛАРА», наши предприятия связывают более 15-ти лет сотрудничества.

В настоящее время на предприятии выпускаются: комплексная система управления электропоездом на базе унифицированного пульта управления машиниста, системы управления и диагностики вагонами метро, аппаратура микропроцессорной системы управления, регулирования и диагностики магистральных и маневровых тепловозов, микропроцессорная аппаратура автоблокировки, контроллеры локомотивные и блоки индикации для маневровых тепловозов. Все перечисленные изделия для железнодорожного машиностроения можно по праву считать инновационными, не уступающими современным российским и мировым аналогам.

Разработка и серийное производство комплексной системы управления и диагностики электропоездов – это совместный проект АО «ЭЛАРА» и АО «НИИ Приборостроения имени В.В. Тихомирова», г. Жуковский, который стартовал в 2005 году и продолжает развиваться сегодня. За прошедшие годы было создано несколько поколений комплекса.

На первом этапе старый механический контроллер был заменен на бесконтактный, электронный, и внедрена диагностика цепей управления. На втором этапе организован электронный учет электроэнергии, расходуемой электропоездом на тягу, управление и собственное потребление. Диагностика была расширена по поездным цепям сигнализации, осуществлена информационная стыковка с пожарно-охранной сигнализацией. Внедрена система автоведения поезда и регистрации параметров движения с возможностью съема информации через автоматизированное рабочее место. На третьем этапе развития функционал комплекса был расширен в части звукового и текстового оповещения пассажиров, внедрена повагонная диагностика основного электро- и пневматического оборудования, введена детализация поездных цепей сигнализации по вагонам. Далее функционал комплекса был значительно расширен, осуществлена информационная стыковка с блоками управления комплекта электрооборудования, преобразователем собственных нужд, системой обеспечения климата. Внедрен блок управления и диагностики «петли безопасности» электропоезда, реализована передача диагностической информации по GSM-каналу в комплекс автоматизированной диагностики на удаленном сервере.

Сегодня комплекс объединяет в едином интерфейсе все основные системы, отвечающие за управление движением, безопасность и информирование пассажиров пригородных и межрегиональных электропоездов. Аппаратура комплекса за счет сбалансированной эргономики создает высокий уровень комфорта управления, позволяет обеспечить эффективный диалог «человек-машина». Комплексы управления на базе УПУ более десятка лет успешно работают в составе электропоездов производства ОАО «Демиховский машиностроительный завод» серий ЭД4 и ЭД9 (до 2016 года включительно), и ЭП2Д, ЭП3Д (с середины 2016 года).

В рамках реализации проекта создания электропоезда ЭГ2Тв производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод», АО «ЭЛАРА» и АО «НИИП» была разработана и успешно эксплуатируется новая комплексная система управления и диагностики. В ней управление тяговым преобразователем и тормозным оборудованием реализовано по шине CAN, а управление и диагностика вспомогательного оборудования осуществляется по шине Ethernet. Вся логика управления основным и вспомогательным оборудованием электропоезда реализована в цифровом блоке управления поездом и блоках управления вагоном, что позволило полностью отказаться от «релейной» логики управления. Также были внедрены цифровые системы голосового и визуального оповещения пассажиров. Кроме того, комплекс обладает техническими возможностями реализации передовых IT-решений, способных обеспечить передачу и получение необходимой пассажиру информации в поездках в режиме реального времени, что в современном мире, безусловно, является необходимой потребностью, а не излишней роскошью.

На сегодняшний день система управления является полностью цифровой микропроцессорной системой с функциями автоматизированного ведения и интеллектуальной помощи машинисту, что позволяет отказаться от привлечения помощника машиниста к управлению поездным основным и вспомогательным оборудованием, тем самым на практике возможен переход к управлению электропоездом в «одно лицо». Для реального же перехода потребуется уточнение существующих и внедрение новых нормативных требований к управлению электропоездом и компоновке кабины машиниста. Один из возможных вариантов пульта управления «в одно лицо» представлен на совместном с партнерами выставочном стенде АО «ЭЛАРА» в рамках Международного салона железнодорожной техники и технологий EXPO1520.

Отдельно необходимо отметить, что разработка является полностью отечественным продуктом: и аппаратная часть, и программное обеспечение разрабатывались и выпускаются исключительно на российских предприятиях. Внедрение и широкое применение такого комплекса на российских электропоездах является одним из важнейших элементов реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».

Совместно с ведущим институтом отрасли – АО «ВНИКТИ» специалисты АО «ЭЛАРА» участвуют в реализации еще одного немаловажного элемента «умного локомотива», а именно, в разработке и испытаниях системы автоматического управления горочным локомотивом САУ ГЛ на базе оборудования микропроцессорной системы управления. В 2015 году в сортировочной системе станции Лужская Октябрьской железной дороги успешно реализована технология роспуска вагонов с автоматическим управлением горочным локомотивом без участия машиниста, а в настоящее время реализуется пилотный проект телеуправления маневровым локомотивом с удаленного рабочего места оператора-машиниста. На полигоне АО «НИИАС» создается виртуальное рабочее место машиниста тепловоза с управлением локомотивом по радиоканалу на станции Лужская. Цель проекта – отработка технологии управления несколькими маневровыми локомотивами одним оператором-машинистом.

В комплект поставки аппаратуры МСУ в ОАО «ХК Коломенский завод» и АО «УК «БМЗ» входит разработанная и испытанная еще в 2011 году автоматизированная система контроля. АСК предназначена для получения оперативной диагностической информации по каждому локомотиву, оборудованному системой, с возможностью передачи GPS/Глонасс координат и диагностической информации по радиоканалу и каналу удаленного доступа на сервер обслуживающего персонала.

Другим масштабным проектом АО «ЭЛАРА» в рамках «Цифровой железной дороги» является создание по поручению Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» микропроцессорной системы интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на перегонах АБТЦ-МШ. Разработка системы осуществлялась совместно c ведущим институтом отрасли в области «цифровых» технологий – АО «НИИАС». В настоящее время предприятие ведет серийное производство оборудования системы.

В 2013–2016 гг. поставлено около 400 шкафов микропроцессорной автоблокировки для оснащения Московского центрального кольца. В сентябре 2016 г. движение по МЦК было успешно запущено сначала в опытную, а затем и в постоянную эксплуатацию. Функционирование такого сложного комплекса обеспечивается реализованной впервые в мире комбинированной системой интервального регулирования «с подвижными блок-участками» на базе автоблокировки с рельсовыми цепями тональной частоты и микропроцессорных бортовых устройств. Сегодня на этом ответственном участке московского транспортного узла, хорошо себя зарекомендовавшая аппаратура АБТЦ-МШ обеспечивает формирование ускоренного движения электропоездов с интервалом в 6 минут, с перспективой доведения интервала до трех минут. По мнению специалистов ведущих зарубежных и отечественных фирм, система и ее отдельные элементы имеют высокий экспортный потенциал. Завершена поставка оборудования системы и ведутся пусконаладочные работы на другом стратегически важном участке железной дороги – Журавка – Миллерово, построенном для обхода Украины. АО «ЭЛАРА» технологически готово к поставкам аппаратуры АБТЦ-МШ для реализации таких важных государственных инфраструктурных проектов, как модернизация Восточного полигона (первые поставки начаты в 2016 году), строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань (ВСМ-2) и др.

Коллектив АО «ЭЛАРА» готов и дальше вкладывать весь свой научно-технический и производственный потенциал в реализацию прорывных проектов, связанных с «Цифровой железной дорогой» и широким применением цифровых безлюдных/малолюдных технологий в различных отраслях российской промышленности. Для осуществления таких проектов АО «ЭЛАРА» продолжает инвестировать средства в расширение производственных мощностей и освоение новых технологий, которые призваны обеспечить высокий уровень качества выпускаемой продукции, а значит, безопасность и надежность железнодорожного транспорта России.

© Евразия Вести IX 2017

www.eav.ru