НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Современные цифровые технологии для развития железных дорог России

В этом году Российским железным дорогам исполняется 180 лет. Железнодорожная отрасль в нашей стране всегда служила отправной точкой для технологических инноваций и заслуженно может гордиться своей историей и традициями.

Долгосрочное стратегическое партнерство ОАО «РЖД» и компании Bombardier Transportation позволило локализовать производство передовых технологий СЦБ в России.

В настоящее время идут работы по разработке и внедрению передовых технологий, связанных с развитием интеллектуальных систем управления перевозочным процессом, реализации транзитного потенциала России, организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения. Претворяются в жизнь масштабные инфраструктурные проекты, развивается инфраструктура, открываются новые маршруты, модернизируется подвижной состав и увеличивается скорость движения.

Огромная работа, проделанная ОАО «РЖД» для реализации программы локализации, импортозамещения и обеспечению информационной защиты действующих и вновь строящихся объектов ЖАТ, воплотилась в готовности российских предприятий решать сложнейшие задачи железнодорожной отрасли за счет собственных резервов.

Наглядным примером решения этих задач является многолетняя история успешного партнерства ОАО «РЖД» и ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)».

Плодотворное сотрудничество ОАО «РЖД» и Bombardier Transportation позволило локализовать производство передовых технологий СЦБ в России. Одной из стратегических инициатив компании Bombardier Transportation является развитие местных инженерных центров и глубокая локализация производства. Так, в 2010 году компанией Bombardier Transportation было приобретено 50 минус одна акция ОАО «Элтеза», имеющего шесть площадок по производству железнодорожной автоматики в Москве, Санкт-Петербурге, Ельце, Волгограде, Камышлове. В соответствии с соглашением, подписанным между ОАО «Элтеза» и Bombardier Transportation 13 декабря 2010 года, в декабре 2016 года была успешно завершена программа передачи технологий ЖАТ и локализации производства микропроцессорной и электромеханической продукции нового поколения на заводы ОАО «Элтеза».

В результате реализации программы ОАО «Элтеза» получило сертификаты на производство микропроцессорной системы централизации стрелок и сигналов EBILock 950, стрелочного электропривода в шпальном исполнении EBISwitch 2000, автоматической переездной сигнализации, EBIGate 2000 и тональных рельсовых цепей EBITrack 400. В процессе передачи технологий ОАО «Элтеза» наладило высокотехнологичное сертифицированное производство. Специалистам компании были переданы компетенции в сфере менеджмента и инжиниринга. Таким образом, внедрение новых продуктов позволило ОАО «Элтеза» не только повысить качество продукции и поднять уровень технологичности производства, но и выйти на новые рынки и вести активную конкурентную борьбу с ведущими мировыми производителями. Все выпускаемые ОАО «Элтеза» системы адаптированы к требованиям эксплуатации российских железных дорог и постоянно модернизируются для максимизации доли комплектующих российского производства.

31 мая 2017 года специалистами компании ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» была введена в постоянную эксплуатацию станция Избердей (18 стрелок) Юго-Восточной железной дороги, оборудованная системой микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-ЭЛ. Впервые в отечественной практике для обеспечения безопасности движения поездов используется полностью микропроцессорная система централизации, произведенная в России.

Отечественная система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов МПЦ-ЭЛ была разработана силами российских специалистов ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и ОАО «Элтеза». Данная разработка предполагает решение стратегических задач в рамках реализации программы трансфера технологий, импортозамещения, локализации производства на территории Российской Федерации и снижения стоимости оборудования. Права интеллектуальной собственности на разработанную систему МПЦ-ЭЛ принадлежат компании ОАО «ЭЛТЕЗА», являющейся дочерним предприятием ОАО «РЖД».

В МПЦ-ЭЛ впервые применена интегрированная комплексная система повышения киберзащищенности и система автоматизированных рабочих мест на базе открытого программного обеспечения, созданного исключительно российскими специалистами с учетом передового опыта и лучших мировых достижений в области железнодорожной автоматики и телемеханики. Помимо этого, МПЦ-ЭЛ включает в себя решения по интервальному регулированию движения поездов на базе аппаратуры АБТЦ-МШ разработки ОАО «НИИАС», которые успешно реализованы в 2016 году на Московском центральном кольце.

В декабре 2016 года система МПЦ-ЭЛ была успешно введена в эксплуатацию в составе распределенной системы релейно-процессорной централизации (РС-РПЦ-ЭЛ) в совместном с ОАО «НИИАС» проекте на участке Фрязино – Ивантеевка Московской железной дороги.

РС-РПЦ-ЭЛ предназначена для управления движением поездов на промежуточных станциях малодеятельного участка и обеспечивает многостанционный, малокабельный принцип построения, обладает меньшей стоимостью жизненного цикла по отношению к типовым системам ЭЦ малых станций и не уступает этим ЭЦ по показателям надежности и безопасности функционирования. РС-РПЦ-ЭЛ была признана оптимальной и наиболее экономически обоснованной системой управления движением поездов с многостанционной малокабельной структурой построения.

Дальнейшее применение российской системы МПЦ-ЭЛ при модернизации объектов инфраструктуры позволит обеспечить внедрение современных технологий мирового уровня на сети железных дорог России. Работы в этом направлении велись на протяжении последних нескольких лет. Локализация производства компонентов, проведение всех типов испытаний, разработки, утверждения конструкторской и эксплуатационной документации, постановка на производство потребовало больших затрат ресурсов ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сиг-нал)» и ОАО «ЭЛТЕЗА».

Локализованные и вновь разработанные компоненты МПЦ-ЭЛ позволяют в дополнение ко всему обеспечить работоспособность действующих станций с устройствами МПЦ-Е на протяжении всего жизненного цикла; сохранить налаженную систему сервисного обслуживания при условии проведения небольшого дополнительного обучения штата сервисных центров.

В комплексе устройств станции применены рельсовые цепи с автоматическим регулированием параметров производства ОАО «ЭЛТЕЗА».

В аппаратуре тональных рельсовых цепей с автоматическим регулированием уровня сигнала (ТРЦ-АР) решена задача достижения качественного повышения помехоустойчивости приемника в рабочей полосе пропускания за счет применения современных методов обработки сигнала.

В МПЦ-ЭЛ использованы надежные протоколы обмена данными, принципы построения локальных сетей АРМ и ЦП, оптико-волоконные кабели и надежно отработавшие в условиях кибератаки вируса Wannacry устройства.

Комплексная система по повышению киберзащищенности, включенная в МПЦ-ЭЛ, была разработана совместно с ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и ОАО «НИИАС», а ее производство осуществляется на заводах ОАО «ЭЛТЕЗА». В комплекс вошли устройства односторонней передачи информации во внешние системы CyberSafemon, сенсор контроля трафика в локальных сетях МПЦ, инфодиоды. Применение данной системы позволяет обеспечить выполнение мероприятий по противодействию киберугрозам: исключить возможность несанкционированного воздействия на системы МПЦ, защитить от кибератак и обеспечить информационную безопасность систем ЖАТ. В сентябре 2016 года решение получило первый приз в конкурсе ОАО «РЖД» на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем в номинации «Системы диагностики и управления».

Компания «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» намерена продолжать развитие стратегического сотрудничества в области локализации передовых систем ЖАТ на площадях ОАО «ЭЛТЕЗА» и готова принимать самое активное участие в разработке и внедрении современных технологий ЖАТ на сети дорог России.

Российские железные дороги сыграли в судьбе компании огромную роль. Каждый из претворенных в жизнь проектов по своему уникален и знаменует собой определенные этапы в развитии компании.

Именно с Российскими железными дорогами связаны ключевые вехи в истории совместного предприятия: первые внедрения МПЦ, микропроцессорной автоблокировки, системы защиты от импульсных перенапряжений, модернизация крупных транспортных узлов, организация круглосуточной технической поддержки сети сервисных центров и многое другое. Благодаря тесному взаимодействию компанией приобретен и накоплен огромный багаж знаний, технологий и методов работы.

ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» по праву может гордиться достигнутыми результатами за время тесной работы с ОАО «РЖД». Совместное предприятие активно ведет работы по продвижению современных систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сетях железных дорог стран, объеденных колеей 1520. Став первопроходцем внедрения систем микропроцессорной централизации на постсоветском пространстве, компания «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» остается лидером по объемам внедрения и уровню технологии.

Все эти годы специалисты компании упорно работали над совершенствованием систем, повышением их надежности, защищенности, качества поддержки и технического обслуживания, выстраивали дружеские и основанные на взаимном уважении отношения с проектными организациями по всех стране, службами автоматики и телемеханики дорог, другими партнерами и заказчиками. Сегодня системы ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» есть на всех железных дорогах ОАО «РЖД» и в большинстве стран СНГ и Балтии.

Оставаясь приверженцем инноваций, компания вырабатывает прочную техническую и технологическую основу будущих поставок самых современных систем СЦБ для грядущей модернизации железных дорог России.

Компания не останавливается на достигнутом и движется вперед, открывая новые возможности и перспективы не только для себя, но и для других российских компаний. Сейчас ООО «Бомбардье Транспортейш (Сигнал)» участвует в ряде масштабных комплексных проектов ОАО «РЖД».

Политика взаимовыгодного сотрудничества приносит ощутимые плоды: ОАО «РЖД» успешно модернизирует инфраструктуру средств СЦБ, получило доступ к самым современным технологиям и успешно выходит на внешние рынки, где силами российских инженеров совместного предприятия реализуются масштабные проекты, приносящие прибыль обоим партнерам.

Хотелось еще раз подчеркнуть заинтересованность ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» в дальнейшем сотрудничестве с ОАО «РЖД» и стремление принимать самое активное участие в разработке и внедрении передовых технологий ЖАТ на сети дорог России.

© Евразия Вести IX 2017

www.eav.ru