СЕРТИФИКАЦИЯ


Эффективность контроля соответствия продукции гарантируется

Федеральному бюджетному учреждению «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», образованному в соответствии с указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 октября 1997 года № 257у «О создании руководящих органов Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», исполняется двадцать лет.

Два десятилетия – это довольно краткий исторический отрезок в сравнении с более чем 180-летней историей существования железнодорожного транспорта России, в обеспечении безопасности которого своей повседневной деятельностью участвует Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Тем не менее, за этот период удалось добиться главного – понимания всего связанного с железнодорожным транспортом сообщества важности и необходимости соответствия техники и продукции промышленных предприятий требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава»).

В настоящее время основными направлениями деятельности ФБУ «РС ФЖТ» являются:

– удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг на железнодорожном транспорте техническим регламентам, стандартам, сводам правил и условиям договоров;

– повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

– создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

ФБУ «РС ФЖТ» сотрудничает с Российским Морским Регистром Судоходства, Немецким органом по сертификации железнодорожной техники VSB CERT, Немецким обществом по сертификации систем качества DQS, ассоциацией по сертификации «Русский Ре­гистр». Некоммерческой организацией Союза по сертификации («СОЮЗСЕРТ»), имеет деловые контакты с ОАО «Всероссийский НИИ сертификации», СМЦ «Прио­ритет», Испытательным технологическим центром Ассоциации Американских железных дорог TTCI AAR и другими компетентными организациями в области испытаний и сертификации железнодорожной техники, систем менеджмента качества и производств.

Орган по сертификации ФБУ «РС ФЖТ» является признанным лидером в области подтверждения соответствия на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Вклад ФБУ «РС ФЖТ» в развитие железнодорожного транспорта и обеспечение безопасности на транспорте Россий­ской Федерации неоценим. Его коллектив осуществляет взаимодействие с экспертными центрами по сертификации, более чем с 80-ю испытательными лабораториями железнодорожного транспорта и промышленности, а также с предприятиями-изготовителями Казахстана, Латвии, Беларуси, Германии, США, Китая.

Наличие высокотехнологичного оборудования, опытного и весьма квалифицированного персонала, а также независимость от потребителей и изготовителей продукции способствует получению объективных результатов испытаний, что и привлекает заказчиков.

И хотя сертификация техники, продукции машиностроения и т.д. процесс довольно длительный и затратный, все понимают его важность и необходимость. Заказ­чиком работ Регистра являются такие «локомотивы» железнодорожной отрасли, как ЗАО «Трансмашхолдинг», холдинг «Синара-транспортные машины», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», компания «РМ РЕЙЛ», а также многие другие отечественные, зарубежные предприятия и организации, работающие с железнодорожной отраслью.

Все эти и другие коллективы постоянно находятся в коммуникации с научно-исследовательскими, экспертными и испытательными центрами. Ведь предприятия локомотиво- и вагоностроения постоянно совершенствуют конструкции отдельных узлов производимого подвижного состава с целью повышения их надежности. И, естественно, это требует подтверждения соответствия нормам и правилам.

Уникальным испытательным центром обладает АО «ВНИИЖТ» в подмосковной Щербинке. Его Экспериментальное кольцо является полигоном не только для научных исследований, но и для проведения динамических испытаний железнодорожной техники, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации. Это позволяет минимизировать стоимость испытаний, благодаря возможности совмещать приемочные и сертификационные испытания. Деловое сотрудничество ФБУ «РС ФЖТ» и АО «ВНИИЖТ» дает положительные результаты.

Даже любые изменения Технических условий на изготовление или модернизацию локомотивов, вагонов либо цистерн, допустим, с целью изменения максимальной массы тары или обеспечения большей безопасности для обслуживающего персонала требуют пересмотра действующего сертификата соответствия.

Например, соответствующее заключение ФБУ «РС ФЖТ» о возможности распространения действующего сертификата соответствия требуется на вагоны с измененной массой тары для перевозки жидких азотных удобрений и смол, хотя речь идет всего о нескольких сотнях килограммов, при том, что вместимость цистерн 25 тонн.

Благодаря деятельности ФБУ «РС ФЖТ» успешно реализованы десятки проектов, позволивших значительно обновить парк локомотивов, электропоездов, пассажирских и грузовых вагонов, элементов инфраструктуры на железнодорожном транспорте, повысить безопасность пассажирских, грузовых перевозок в России.

Так, выполнение Регистром комплекса работ по подтверждению соответствия электропоездов проекта VelaroRUS (Сапсан) Siemens Aktiengesellschaft (Герма­ния) способствовало организации первого в России высокоскоростного сообщения Москва – Санкт-Петербург.

При непосредственном участии высококвалифицированных специалистов ФБУ «РС ФЖТ» сертифицированы и «получили путевку в жизнь» электропоезда проекта Desiro RUS (Ласточка) Siemens Aktiengesellschaft (Германия), электропоезда Аллегро (Pendolino), вагоны локомотивной тяги с системой наклона кузова Talgo, двухсистемный пассажирский электровоз ЭП-20 и многие другие единицы подвижного состава, а также их составные части и элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта. Все это стало существенным вкладом в реализацию инвестиционных программ ОАО «РЖД».

Ежегодно специалисты ФБУ «РС ФЖТ» принимают участие в различных международных семинарах по проблемам технического регулирования и менеджмента качества. Обмен мнениями с иностранными коллегами по актуальным вопросам сертификации помогает совершенствовать свою деятельность, в том числе шлифовать методики тестирования и испытаний, проводить их на высоком достоверном уровне.

Несовместимость международных и российских нормативных баз сыграли не последнюю роль в том, что многие отечественные производители железнодорожной продукции оказались на мировом рынке неконкурентоспособными. Существующая нормативная база не позволяла производителям предлагать одну и ту же продукцию отечественным и зарубежным потребителям. Однако отсутствие в cистеме ССФЖТ аккредитованных иностранных испытательных центров, задействованных в европейской системе сертификации, привело к необходимости повторного проведения дорогостоящих испытаний для выхода российских производителей на европейский рынок. Аналогичная проблема с иностранными производителями для выхода на рынок России. Эта проблема сегодня частично решена.

Одним из важнейших направлений Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года является организация скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на отечественных магистралях. Реализация этой задачи потребовала введения значительных изменений в инфраструктуре «РЖД». Стратегией предусмотрена коренная модернизация железнодорожной сети страны, строительство новых железных дорог, организация высокоскоростного пассажирского движения и качественного обновления подвижного состава.

Система сертификации на железнодорожном транспорте также нуждается в постоянном развитии для того чтобы всегда соответствовать государственным нормативным документам. Усили­вается роль Федерального Железно­дорожного Агентства как руководящего органа системы сертификации на железнодорожном транспорте. Работа системы сертификации строится на подтверждении соответствия вводимой в эксплуатацию продукции действующим правилам и нормам и направлена на защиту жизни и здоровья людей. Но ситуация, при которой производители ориентированы только на одни, пусть и четкие правила, не может быть нормальной. Нормально, когда связка «производитель – потребитель» становится динамичной системой регулирования развития обеих сторон. Для этого производители при разработке продукции должны ставить перед собой более сложные задачи, ориентированные на самые передовые мировые и отечественные разработки и на прогнозируемые запросы будущих периодов. В свою очередь, потребители продукции должны требовать от производителя проведения постоянной работы по совершенствованию продукции, по уменьшению стоимости ее обслуживания, конечно, не в ущерб безопасности продукции.

Особой благодарности заслуживают руководители ФБУ «РС ФЖТ», предыдущие и настоящие, которым в кратчайший срок удалось сформировать дружный и работоспособный коллектив, чей высочайший профессионализм и богатый жизненный опыт позволяют вносить существенный вклад в повышение комфорта, безопасности междугородних и пригородных перевозок, в сокращение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и, в целом, в развитие железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения страны.

Ваши знания, неравнодушное отношение к делу в сочетании с целеустремленностью и неиссякаемой энергией вызывают уважение и уверенность в том, что они всегда будут востребованы обществом и оценены по достоинству.

Коллектив ООО «Экспертный центр по сертификации и лицензированию» от всей души поздравляет коллектив ФБУ «РС ФЖТ» и его руководителя с

20-летним юбилеем! Пусть Вам сопутствует удача, профессиональные решения укрепляют деловую репутацию, а тепло домашнего очага дарит силы для новых грамотных решений на благо великой России и развитии железнодорожного транспорта.

© Евразия Вести X 2017

www.eav.ru