ЭЛТРАНС 2017


Новые технологии на МЦК

В последние годы большими темпами идет развитие железнодорожного транспорта. Это связано не только с ростом конкуренции со стороны автомобильных и воздушных перевозок, но и с общей тенденцией развития экономики нашей страны. Задача решения транспортных проблем города Москвы, в том числе в преддверии проведения чемпионата мира по футболу, привела к необходимости электрификации Малого центрального кольца (МЦК).

О новых технологиях в области энергообеспечения, внедренных на МЦК, мы попросили рассказать начальника Московской дирекции по энергообеспечению Н.В. Ивлева.

В последние годы быстрыми темпами идет развитие железнодорожного транспорта. Это связано не только с ростом конкуренции со стороны автомобильных и воздушных перевозок, но и с общей тенденцией развития экономики нашей страны. Одним из решений транспортных проблем города Москвы, в том числе в преддверии проведения чемпионата мира по футболу, явилась электрификация Малого центрального кольца (МЦК). Московская железная дорога всегда служила полигоном для внедрения новой техники и технологий обслуживания устройств электроснабжения. Не стали отказываться от новинок и на МЦК, тем более, что ранг столицы нашей Родины к этому обязывает.

Условия интенсивного движения с пятиминутным интервалом электропоездов «Ласточка» потребовали применения новой техники, которая отвечала бы самым высоким требованиям, предъявляемым к устройствам электроснабжения по надежности работы, энергоэффективности, экологической безопасности и качеству электроэнергии.

Не стоит забывать о сжатых сроках строительства, за которые требовалось построить две новые и реконструировать три существующих тяговых подстанций. Впервые в железнодорожной энергетике на ряде подстанций МЦК был применен стандарт напряжения внешней питающей сети 20 кВ, поэтому перед энергетиками компании, проектировщиками и заводами электротехнического оборудования была поставлена задача по разработке принципиально новой структуры тяговых подстанций.

В кратчайшие сроки ООО «НИИЭФА - ЭНЕРГО» на базе существующего КРУН - 10 кВ типа «ОМЕГА» разработала модульное комплектное распределительное устройство КРУН - 20 кВ. Конструкция распределительного устройства на выкатных элементах позволяет легко и быстро проводить межремонтные испытания и ремонт электротехнического оборудования.

Для контроля работы и состояния оборудования тяговых подстанций, а также для реализации современных методов технического обслуживания по фактическому состоянию, была разработана и реализована система диагностики и мониторинга оборудования устройств электроснабжения.

Все схемы отображаются на сенсорном экране, с которого диспетчер управляет оборудованием тяговой подстанции, а также проводит мониторинг отключений и видит нестандартные ситуации.

Для контроля состояния изоляции модульного оборудования была внедрена система диагностики изоляции по частичным разрядам. Данная система только начинает применяться в энергетике и позволяет методом неразрушающего контроля в режиме реального времени производить диагностику состояния опорной изоляции распределительного устройства. Это позволяет не только продлить срок службы изоляции и сократить эксплуатационные расходы на проведение сложных межремонтных испытаний, требующих отключения всей подстанции, но и на ранней стадии выявить и предотвратить развивающиеся дефекты изоляции.

Для обеспечения требований энергоснабжающих организаций в части качества электроэнергии, сокращения потерь электроэнергии на тяговых подстанциях внедрены устройства компенсации реактивной мощности, которые позволяют компенсировать реактивную составляющую потребляемой мощности и уменьшать общие потери электроэнергии в питающей системе электроснабжения.

Система мониторинга и диагностики силовых выключателей фиксирует аварийные параметры и определяет коммутационный ресурс выключателей, что не только помогает расследовать причины возможных аварийных ситуаций, но и устанавливать сроки и виды межремонтных испытаний, что существенно повышает надежность работы выключателей и сокращает эксплуатационные расходы.

К системе диагностики и мониторинга подключено такое ответственное оборудование, как аккумуляторная батарея, источник бесперебойного питания, дизель-генератор. Не осталась без внимания и система вторичных цепей оперативного тока, от которых зависит работа всего оборудования тяговой подстанции. Система диагностики позволяет не только выявлять предотказное состояние, но и указывает на цепь, в которой выявлен дефект, что значительно помогает оперативному персоналу в поисках и устранении выявляемых недостатков. Ранее поиск места повреждения изоляции в оперативных цепях отнимал значительное время у эксплуатационного персонала, требовалось отключение подстанции и отвлечение от работ не только оперативного персонала тяговой подстанции, но и работников ремонтно-ревизионных участков.

Для осуществления безлюдной технологии обслуживания тяговых подстанций внедрена система видеонаблюдения, которая позволяет с одного рабочего места наблюдать за территорией подстанции, контролировать работу оперативного обслуживающего персонала.

Электроснабжение нетяговых потребителей, таких, как транспортно-пересадочные узлы, остановочные пункты, где постоянное скопление людей, потребовалось выполнять по II категории надежности, путем строительства сразу двух линий продольного электроснабжения, что позволило надежно обеспечивать работу устройств освещения, эскалаторов, турникетов и прочей инфраструктуры МЦК.

На железнодорожных станциях применена светодиодная интеллектуальная система освещения, с помощью которой можно управлять освещением на станции, отслеживать неисправности в системе освещения. Функцией данной системы является секционирование освещения в горловинах станций при производстве работ на конкретных участках, возможность управления и контроля без дежурного персонала, что позволяет обеспечить энергоэффективность работы и оптимизировать эксплуатационные расходы.

Работа устройств электрообогрева стрелочных переводов также не осталась без внимания. Включение и отключение нагревательных элементов осуществляется под управлением интеллектуальной системы, которая учитывает особенности погодных условий.

Система датчиков позволяет контролировать рабочее состояние как самих нагревательных элементов, так и силовых питающих кабелей, что позволяет своевременно отключить неисправный элемент.

Для контроля и проведения межремонтных испытаний оборудования устройств электроснабжения персонал ремонтно-ревизионного участка оснащен самым передовым оборудованием и приборами. Спектр и функционал приборов достаточно широк.

Отличительной особенностью обслуживания контактной сети МЦК является применение ночной технологии, так как интенсивное движение в дневное время не позволяет брать технологические окна на производство работ, а в ночное время закрывается движение «Ласточек» и предоставляется возможность производства работ в «окно» продолжительностью до 4 часов.

Благодаря полученному положительному опыту на данный момент перед Московской дирекцией по энергообеспечению стоит задача внедрения новых технологий и методов обслуживания, примененных на МЦК, на радиальных направлениях Московской железной дороги.

© Евразия Вести XI 2017

www.eav.ru