ЭЛТРАНС 2017


Долгосрочные перспективы электрификации сети российских железных дорог

Отраслевой наукой и практикой эксплуатации железных дорог доказано, что при высокой интенсивности движения поездов проекты по электрификации железнодорожных линий являются экономически эффективными. При электрификации направлений обеспечивается существенный рост их пропускной способности в совокупности со снижением эксплуатационных затрат.

Об основных тенденциях и перспективах электрификации сети ОАО «РЖД» пойдет речь в материалах статьи генерального директора АО «ИЭРТ», доктора экономических наук Федора Степановича Пехтерева.

На протяжении последних десятилетий важнейшим направлением инфраструктурного развития российских железных дорог является электрификация основных направлений грузового и пассажирского движения. Только за 2016 год доля освоенного на электрифицированных участках грузооборота составила более 85% от общего грузооборота сети. Однако доля электрифицированных участков составляет лишь половину (51,1%) от общей эксплуатационной длины сети.

Доказано, что проведение мероприятий по переводу железнодорожных участков с тепловозной тяги на электрическую обеспечивает повышение уровня эксплуатационной работы сети железных дорог и сокращение эксплуатационных расходов, обусловленное:

– повышением скоростей движения поездов;

– повышением массы грузовых поездов;

– удлинением плеч обращения локомотивов;

– сокращением эксплуатационного штата;

– сокращением потребности в дизельном топливе и др.

Дополнительно к этому, расширение сети электрифицированных линий способствует нормализации экологической обстановки на территориях, прилегающих к железнодорожной линии (за счет ликвидации загрязняющих выбросов от тепловозов).

Вместе с тем, сложившаяся экономическая ситуация и ограниченность финансовых ресурсов ОАО «РЖД» накладывают обязательства по безусловному повышению эффективности инвестиционной деятельности компании, ужесточению требований к результативности проектов, формированию экономически обоснованной системы приоритетов инвестиционных программ и совершенствованию качества подготовки обосновывающих материалов.

Безусловно, что и проекты электрификации железнодорожных линий требуют выполнения объективной оценки коммерческой эффективности их реализации. Как правило, данная оценка выполняется путем прямого сопоставления прогнозируемых эксплуатационных и капитальных затрат по двум вариантам: «без проекта» и «с проектом».

По результатам проведения анализа повышения уровня эксплуатационной работы ОАО «РЖД» в Генеральную схему развития сети железных дорог на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года включена электрификация ряда существующих неэлектрифицированных участков, запланировано строительство новых электрифицированных железнодорожных линий.

Общая протяженность участков железных дорог ОАО «РЖД», на которых предполагается проведение работ по электрификации, составляет 919 км, в том числе электрификация направлений: Юров­ский – Вышестеблиевская – Та­мань-Пассажирская Северо-Кавказской железной дороги, железнодорожные обходы Красно­дарского и Саратовского узлов, Ртищево – Кочетовка Юго-Вос­точной железной дороги, Вей­марн – Ивангород Октябрьской железной дороги и др.

В настоящее время АО «ИЭРТ» разрабатывает программу II этапа развития железнодорожной инфраструктуры Восточ­ного полигона сети ОАО «РЖД» на период с 2020 по 2025 год. В рамках выполнения данной работы рассматриваются вопросы электрификации железнодорожных линий Байкало-Амурской магистрали:

– на I этапе – электрификация участка Волочаевка II – Комсомольск-на-Амуре – Ванино Дальневосточной железной дороги протяженностью 833 км;

– в дальнейшем – электрификация остальных неэлектрифицированных участков Байкало-Амурской магистрали (Таксимо – Тында – Комсомольск-на-Амуре, Тында – Бамовская) протяженностью 2738 км.

При выполнении проработок по электрификации этих и других направлений Восточного полигона, институтом ведется работа по синхронизации планов электрификации с мощностями энергетического комплекса региона.

В текущем году институтом по поручению ОАО «РЖД» ведутся предпроектные проработки по специализации железнодорожных направлений на период до 2025 года. При этом специализация направлений не рассматривается как полное физическое отделение грузовых перевозок от пассажирских, а определяются наиболее эффективные режимы эксплуатации железнодорожных линий, исходя из диапазонов масс и скоростей, обращающихся пассажирских и грузовых поездов:

– линии пассажирского движения с ходовыми скоростями более 90 км/ч и обращением легковесных ускоренных грузовых поездов (например, контейнерных поездов);

– линии преимущественного грузового движения с весовыми нормами 6000 т и более с ходовыми скоростями грузовых и пассажирских до 80–90 км/ч;

– линии смешанного движения.

Специализация железнодорожных направлений, увеличивая в ряде случаев расстояние пробегов поездов, должна обеспечивать компенсацию связанных с этим расходов (за счет эффективных скоростей движения и весов поездов всех категорий), а также способствовать росту доходных поступлений вследствие повышения качества транспортного обслуживания как в грузовом, так в пассажирском движении.

В рамках работы по специализации линий на преимущественно пассажирское и грузовое движение соответственно рассматриваются проекты электрификации направлений Ожерелье-Узловая – Елец и Ртищево – Кочетовка Московской и Юго-Восточной железных дорог.

Электрификация участка Оже­релье – Узловая – Елец позволит переключить пассажирские поезда с Казанского направления на Павелецкое, тем самым обеспечив увеличение пропускной способности по пассажирским поездам на участке Узловая – Елец. При этом, на всем полигоне Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск – Адлер могут быть использованы локомотивы двойного питания серии ЭП20, что позволит исключить смену локомотивов на всем маршруте следования.

Электрификация участка Ртищево – Кочетовка вызвана необходимостью проработки решений по перераспределению грузовых поездопотоков. За счет удлинения участков работы локомотивных бригад до эффективной протяженности предполагается устранить технические стоянки поездов в Ртищевском и Кочетовско-Мичуринском узлах.

В 2018 году планируется разработка Программы электрификации участков сети железных дорог на период до 2050 года (далее Программа) с учетом последних тенденций инновационного развития сети железных дорог и долгосрочных прогнозов изменения объемов грузовых и пассажирских перевозок.

При разработке Программы будут учитываться предпосылки, заложенные в рамках «Стратегии развития железнодорожного транс­порта в Российской Феде­рации до 2030 года (распоряжение Прави­тельства Российской Федерации от 17.06.2008 №?877-р)», «Актуализи­ро­ванной Транс­портной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. (распоряжение Прави­тельства Российской Федерации от 11.06.2014 №1032-р)». В частности, детально будут рассмотрены неэлектрифицированые участки, входящие в маршруты перевозок грузов на направлениях международных транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», главных железнодорожных коридоров ОСЖД в сообщении Европа – Азия.

Основные задачи Программы включают в себя определение:

– полигонов электрификации железных дорог с учетом возможностей перехода железнодорожных участков, электрифицированных на постоянном токе, на систему электроснабжения пере­мен­ного тока;

– сроков ввода электрификации отдельных линий и участков. При этом будут выполнены оценки экономической эффективности для различных вариантов электрификации, учитывающие возможности снижения эксплуатационных расходов за счет сокращения полигонов сети, на которых в настоящее время применяется тепловозная тяга.

По предварительным оценкам института, в рамках разработки предложений по Программе электрификации участков сети железных дорог на период до 2050 года, для дальнейшей электрификации рассматривается полигон общей протяженностью около 13,5 тыс. км.

В рамках решения вышеперечисленных задач, АО «ИЭРТ» осуществляет разработку инвестиционных проектов, включая построение финансово-экономических моделей в соответствии с действующей нормативно-методической базой и современными российскими и международными требованиями, определение источников и схем финансирования проектов, в том числе на принципах государственно-частного парт­нерства. На всех уровнях рассмотрения ведется сопровождение инвестиционных проектов, в том числе в министерствах и ведомствах Российской Федерации на этапах проведения независимого технологического и ценового аудита.

С учетом экономических реалий при инвестиционном проектировании необходимо акцентировать внимание на разработке механизмов финансирования и организационно-правовых схем реализации, которые позволяют аккумулировать и эффективно использовать финансовые ресурсы в процессе осуществления проектов. В конечном итоге, ключевой задачей является определение источников финансирования и формирование такой структуры инвестиций, которая позволяет достигать финансовой реализуемости проектов при требуемом уровне эффективности для каждого из его участников.

© Евразия Вести XI 2017

www.eav.ru