ЭЛТРАНС 2017


ПКБ И: взаимодействие с электроэнергетическим комплексом ОАО «РЖД»

В составе ОАО «РЖД» в настоящее время функционирует Проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре – филиал ОАО «РЖД» (ПКБ И ОАО «РЖД»), созданное в соответствии с решением совета директоров ОАО «РЖД» на основании приказа ОАО «РЖД» от 23 декабря 2014 г. № 97.

О деятельности одного из структурных подразделений конструкторского бюро мы попросили рассказать директора ПКБ И филиала ОАО «РЖД» Владимира Борисовича Воробьева.

Согласно стратегии научно-технического развития ОАО «РЖД» перед вновь созданным ПКБ И определяются задачи по реализации технической политики ОАО «РЖД» в области путевого комплекса, электроснабжения, автоматики и телемеханики, своевременному и качественному обеспечению потребностей инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» в нормативной и технической документации по эксплуатации и ремонту объектов инфраструктуры.

Одним из подразделений ПКБ И является отделение электроснабжения. Отделение обеспечивает техническое сопровождение изделий, разрабатывает новые типовые технико-нормировочные карты на капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание и межремонтные испытания оборудования энергетического комплекса, разрабатывает и выполняет актуализацию правил, инструкций, технических условий и стандартов ОАО «РЖД».

В 2017 году продолжается работа по отмене нормативных актов МПС СССР, МПС России, которые не применяются на практике либо дублируют нормы вновь применяемых нормативных актов Российской Федерации. В настоящее время «Инструкция о порядке восстановления поврежденных устройств электроснабжения на железных дорогах ЦЭ-871», утвержденная МПС России 27 декабря 2001 г., утратила свою актуальность и не имеет соответствующего статуса в рамках функционирования компании ОАО «РЖД». С целью выработки единых и соответствующих достигнутому к настоящему времени уровню развития техники требований, в частности, к порядку восстановления поврежденных устройств электроснабжения, а также придания этому порядку необходимой юридической силы выполнена актуализация «Правил содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 25 апреля 2016 г. № 753р.

Для предъявления единых требований к обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий электропередачи, а также созданию условий для отмены «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий на железных дорогах», утвержденной МПС России 28 августа 2001 г. № ЦЭ-852 разрабатывается инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по ремонту устройств контактной сети и воздушных линий электропередачи.

С целью обеспечения контроля за работой устройств электроснабжения, организации бесперебойного питания электрической энергией потребителей в соответствии с установленной категорийностью и восстановления устройств электроснабжения при их повреждениях, а также созданию условий для отмены «Инструкции дежурному района электроснабжения железных дорог», утвержденной МПС России 21 апреля 1998 г. № ЦЭ-549, разрабатывается типовая инструкция дежурному района по электроснабжению.

В области стандартизации компанией выполняются работы по актуализации двух СТО РЖД. В настоящее время в ОАО «РЖД» деятельность по разработке, постановке на производство и допуску к применению продукции, предназначенной для использования в электроустановках, регламентирована СТО РЖД 1.07.003-2008 «Устройства электрификации и электроснабжения. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению продукции, предназначенной для использования в электроустановках». С вводом в действие с 1?июля 2016 г. межгосударственного стандарта ГОСТ 33477-2015 «Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению» ряд положений действующего СТО РЖД 1.07.003-2008 стал неактуален. Кроме того, в ГОСТ 33477-2015 введена новая, не предусмотренная СТО РЖД стадия – подконтрольная эксплуатация, способствующая уточнению фактических показателей надежности образцов новой техники. Вследствие указанных причин действующий в ОАО «РЖД» порядок разработки, постановки на производство и допуска к применению продукции, предназначенной для использования в электроустановках, требует определенных корректировок.

Основной целью разработки изменения СТО РЖД 07.017-2013 «Линии электропередачи напряжением выше 1000 В, предназначенные для электроснабжения нетяговых потребителей электроэнергии. Требования к секционированию» является сокращение капитальных затрат ОАО «РЖД» на монтаж коммутационных аппаратов для секционирования линий электропередачи в случаях, на которые в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по производству электроэнергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, распространяется порядок временного технологического присоединения энергопринимающих устройств сторонних организаций к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Для улучшения качества поставляемой продукции и оптимизации эксплуатационных расходов сети железных дорог выполняются работы по техническому сопровождению изделий, изготавливаемых по проектам проектно-конструкторского бюро.

В целях повышения эффективности информационного взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» и наполнения электронной системы управления нормативной и технической документацией осуществляется ее сопровождение, которое заключается в подготовке, анализе и переводе в электронный вид технологических карт, не имеющих электронной формы представления.

Для обеспечения повышения надежности работы устройств электроснабжения, безопасности движения поездов разрабатываются новые типовые технико-нормировочные карты:

– на капитальный ремонт опор, фундаментов, поддерживающих конструкций и устройств контактной сети, питающих, отсасывающих линий и линий электропередачи;

– на техническое обслуживание и текущий ремонт тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств системы тягового электроснабжения и других объектов энергетического комплекса;

– на межремонтные испытания, тепловизионное обследование и испытания изоляционного масла тяговых и трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения.

Типовые технико-нормировочные карты направлены на надежное обеспечение тягового электроснабжения, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи как потребителей электрической энергии первой категории надежности, а также электроснабжения остальных нетяговых потребителей железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» в соответствии с установленной категорией надежности.

В целях повышения качества закупаемой продукции проводится актуализация технических условий на изделия, поставляемые в ОАО «РЖД» с учетом новых правил и инструкций, введенных в действие в энергетическом комплексе, а также введения показателей надежности и соответствия технических условий ГОСТ 2.114-2016.

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда в энергетическом комплексе актуализируются «Правила безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО «РЖД».

Разработаны технические решения по переводу электрических сетей напряжением до 1000 В наружного освещения с четырех- на пятипроводную систему с устройствами защитного отключения на однофазных ответвлениях, которые предназначены для снижения риска нарушений нормальной работы рельсовых цепей частотой 50 Гц в случаях обрыва проводов электрических сетей или снижения сопротивления их изоляции.

Проводится мониторинг технической информации, на основании результатов которого актуализируются каталоги изделий, разрешенных к применению на электрифицированных железных дорогах России при электрификации, модернизации, реконструкции и капитальном ремонте устройств контактной сети. Каталоги позволяют правильно и рационально выбрать изделия, поставляемые для энергетического комплекса как со стороны эксплуатирующей организации, так и со стороны монтажных и строительных организаций, исключить ошибки при выполнении проектных работ и оптимизировать расходы ОАО «РЖД».

В целях совершенствования планирования и учета выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в энергетическом комплексе ОАО «РЖД» актуализирована «Методика планирования и учета выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в хозяйстве электрификации и электроснабжения».

Отделение электроснабжения ведет разработку ГОСТ Р «Трансформаторы преобразовательные с высшим напряжением от 6 до 110 кВ для железнодорожных тяговых подстанций. Общие технические условия». В настоящее время национальный стандарт общих технических условий на преобразовательные трансформаторы с высшим напряжением от 6 до 110 кВ, предназначенные для эксплуатации на железнодорожных подстанциях в России, отсутствует. ОАО «РЖД» приобретает преобразовательные трансформаторы, выпускаемые по техническим условиям изготовителей, которые строятся на действующем межгосударственном стандарте ГОСТ 16772-77 «Трансформаторы и реакторы преобразовательные. Общие технические условия», который обладает рядом недостатков.

В целях реализации Стратегии управления качеством в холдинге «РЖД» и повышения степени технической надежности энергетического комплекса ОАО «РЖД» за счет непрерывного улучшения параметров качества и применения инновационных подходов при организации и проведения капитального ремонта, повышения производственно-экономической эффективности ОАО «РЖД» на основе ускорения инновационного развития железнодорожной отрасли и реализации задач технического перевооружения и модернизации компонентов инфраструктуры, внедрения новых машин и технологий, соответствующих или превосходящих мировые аналоги, а также оптимизации издержек ОАО «РЖД» на основе совершенствования технологических процессов, выявления резервов и снижения непроизводительных процессов разработаны «Методические указания по разработке процессной модели капитального ремонта контактной сети Система «УРРАН – КАЧЕСТВО – ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ». Согласно методическим указаниям возможно определить алгоритм процесса капитального ремонта контактной сети.

В настоящее время выполняется контроль за вносимой пользователями дирекций по энергообеспечению в ЕКП УРРАН информации для оценки фактического остаточного ресурса всех объектов, планируемых к включению в план капитального ремонта и программу обновления на 2018 год. Выполнен анализ представленных контрольно-оценочных карт для оценки технического состояния участка контактной сети, тяговых подстанций и линий электропередачи в количестве 2211 шт., 944 шт. и 886 шт. соответственно.

Деятельность отделения электроснабжения нацелена на качественное обеспечение потребностей энергетического комплекса ОАО «РЖД». А этого можно достичь только благодаря комплексному подходу в решении задач с привлечением к работе специалистов из различных организаций. Отделение электроснабжения вносит значительный вклад в развитие электроэнергетического комплекса ОАО «РЖД» в целом, его нормативном обеспечении и в работу ПКБ И в частности.

© Евразия Вести XI 2017

www.eav.ru