БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Повышение требований к продукции железнодорожного назначения

В г. Екатеринбурге состоялась VIII международная торгово-промышленная ярмарка ИННОПРОМ 2017.

В рамках форума было проведено совещание с участием представителей ОАО «РЖД», АО «ЕВРАЗ НТМК»,АО «ВМЗ», АО «НПК «УВЗ» и НП «ОПЖТ».

О стратегических решениях, принятых участниками совещания и поддержанных генеральным директором ОАО «РЖД» О.В.?Белозеровым, существующих проблемах и путях их решения мы попросили рассказать генерального директора ООО «ИЦПВК» В.В.?Асриянца.

На совещании было принято решение о переходе от маркировки, нанесенной на цельнокатаные колеса в горячем состоянии на альтернативные виды маркировки.

С целью реализации данного проекта заводами-изготовителями цельнокатаных железнодорожных колес АО «ВМЗ» и АО «ЕВРАЗ НТМК» были разработаны предложения по нанесению холодной маркировки и канавки предельного износа на колеса, на основании которых НП «ОПЖТ» сформирован проект технических требований.

Данный проект прошел обсуждение в ряде заседаний с участием представителей заводов-изготовителей цельнокатаных колес, организаций НП «ОПЖТ», АО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», актуализированный по результатам совещаний проект технических требований был направлен на согласование в ПКБ ЦВ ОАО «РЖД».

Для выполнения поставленной задачи, по поручению НП «ОПЖТ», лабораторией «Колеса и прокатные стали подвижного состава» отделения «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ» разработано Изменение № 1 в ГОСТ 10791-2011 «Колеса цельнокатаные. Технические условия», предусматривающее возможность нанесения на боковую поверхность ободьев колес с наружной стороны кольцевой проточки и маркировки в холодном состоянии на торцевую поверхность ступицы колеса с наружной стороны. Проект извещения был рассмотрен членами Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, все поступившие замечания и предложения были направлены в АО «ВНИИЖТ».

По поручению Президента НП «ОПЖТ» В.А. Гапановича Ин­спекторский центр осуществляет координацию работы структур ОАО «РЖД» и организаций, входящих в НП «ОПЖТ», по переходу на идентификацию цельнокатаных колес путем нанесения знаков маркировки в холодном состоянии и проточки обода колес для визуального контроля уровня их износа в эксплуатации.

На совместной конференции Комитета по грузовому подвижному составу на международной специализированной выставке «Станкостроение-2017» руководством ООО «ИЦПВК» были озвучены проблемы, возникшие при подготовке программ мероприятий по переходу заводов на применение холодной маркировки и индикатора износа колеса, полученные от АО «ЕВРАЗ НТМК» и АО «ВМЗ» и совместно выработаны предложения по их решению.

Подведение итогов рассмотрения было проведено 16 ноября 2017 г. в ходе выездного заседания комитетов НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, по координации производителей в металлургическом комплексе и по нормативно-техническому обеспечению и безопасности на площадке АО «Выксунский метал­лургический завод» (АО «ВМЗ») г.?Выкса.

В ходе заседания прошло обсуждение подготовки производства и нормативно-технической документации к внедрению индикатора предельного износа и точечной маркировки вагонных колес.

Участниками заседания была отмечена целесообразность внесения изменений в ГОСТ 10791-2011 «Колеса цельнокатаные. Технические условия» по внедрению индикатора предельного износа и холодной маркировке. Комитету по техническому регулированию и технической безопасности было поручено направить изменения к ГОСТ 10791-2011 в ТК-45 «Железнодорожный транспорт» для вынесения их на утверждение установленным порядком.

Для стран Евросоюза колеса изготавливаются по стандарту EN 13262 и конструкторской документации на конкретный тип колес.

На цельнокатаные колеса наносится проточка, диаметр которой определяется конструкторской документацией. При этом форма проточки не регламентирована и указывается в чертежах. Диаметр ее расположения зависит от назначения колеса, конструкции, а также от внутреннего диаметра обода.

В изменениях в ГОСТ 10791 предложена другая форма проточки, которая, на наш взгляд, более технологична в изготовлении и имеет меньшие размеры.

АО «Выксунский МЗ» осуществляется изготовление колес с проточкой для стран Европы и Азии, при этом цельнокатаные колеса с проточкой и «холодной» маркировкой также изготавливаются на внутренний рынок для скоростных электропоездов «Ласточка» (Desiro Rus).

Кроме координации работы по переходу на идентификацию цельнокатаных колес путем нанесения знаков маркировки в холодном состоянии и проточки обода колес для визуального контроля уровня их износа в эксплуатации, ООО «ИЦПВК» ведет анализ отказов технических средств и выработку мер по их снижению. Сегодня до 55% от всех отказов отнесено за буксовыми узлами и до 45% за тормозным оборудованием грузовых вагонов. Сложившаяся и продолжающаяся из года в год негативная тенденция в части отказов технических средств грузовых вагонов по причине грения буксового узла вызывает нашу озабоченность как организации, осуществляющей инспекторский и приемочный контроль грузовых вагонов.

Главным образом, ситуация касается буксовых узлов, оборудованных роликовыми подшипниками, прошедшими ремонт в колесно-роликовых участках вагоноремонтных предприятий.

В существующей практике роликовые подшипники буксовых узлов железнодорожного подвижного состава нового изготовления по истечению гарантийного срока эксплуатации в 3 года или 300 тыс. км подлежат ремонту в соответствии с требованиями «Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, разработанного АО «ВНИИЖТ» и утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (протокол № 67).

Согласно приведенной в РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 технологии, при ремонте подшипник подвергается полной разборке, при этом в укомплектованном на заводе-изготовителе подшипника изделии может проводится замена внутренних колец, роликов качения, сепараторов на новые или ранее отремонтированные. Фактически, производится сборка нового подшипника из бывших в эксплуатации или новых комплектующих с присвоением ему номера, указанного на наружном кольце, также бывшем в эксплуатации (сборка одного подшипника из нескольких).

В соответствии с приложением В (справочное) ТУ ВНИИП.48-1-00 расчетный ресурс буксового узла для грузовых вагонов 1,5х106 км. По статистическим данным, в среднем пробег грузового вагона в год составляет 100 тыс. км, следовательно, расчетный ресурс роликового буксового подшипника составляет 15 лет.

В связи с тем, что в процессе ремонта элементы подшипников перемешиваются, расчет ресурса подшипника по дате изготовления или пробеговой составляющей, исходя из «истории» эксплуатации наружного кольца с маркировкой, становится некорректным и может относится только к наружному кольцу.

Учитывая то, что на ролики не наносится маркировка о дате изготовления, а маркировка на внутренних кольцах становится нечитаемой в следствие коррозии или трения, вероятны случаи применения в составе отремонтированных подшипников элементов, чей ресурс может угрожать безопасному функционированию узла (более 1500 тыс. км пробега или 15 лет).

Опасность ситуации с использованием элементов подшипников, достигших предельного ра­счетного ресурса, зачастую усугубляется нарушением на ремонтных предприятиях условий хранения элементов подшипников и отсутствием оборотного запаса новых изделий (объемы закупок роликовых подшипников и их элементов в последние годы значительно сократились, предприятия используют при ремонте то, что «пришло из-под вагона», зачастую даже если данные детали, в соответствии с требованиями нормативных документов, необходимо браковать).

Извещением №?27860 от 11.05.2017 г. ТУ ВНИИПП.048-1-00 дополнен листом 16а, в котором устанавливаются требования по назначенному сроку службы, надежности и безопасности. В частности, п.3.11.2 устанавливает назначенный срок службы цилиндрических подшипников грузовых вагонов в 3 года или 300 тыс. км пробега с начала эксплуатации, п. 3.11.6 устанавливает истечение назначенного срока службы при демонтаже любой составной части подшипника (например, упорного приставного кольца при текущем ремонте колесной пары); п.3.11.5 говорит о возможности продления срока службы только по решению представителя предприятия-изготовителя подшипника.

Учитывая разночтения в документах на изготовление и ремонт, остаются открытыми вопросы по ресурсу роликового цилиндрического подшипника для железнодорожного подвижного состава и его элементов (колец, роликов, сепаратора), а также о возможности определения ресурса немаркируемых деталей и деталей с неразборчивой маркировкой для подшипников производства до 05.2017 года и по порядку действий с подшипником производства с 05.2017 г. при проведении ремонта колесной пары в условиях колесно-роликовых участков вагоноремонтных предприятий.

Для внесения ясности в вопросы, связанные с расчетным ресурсом, сроком службы и ремонтом роликовых подшипников, ООО «ИЦПВК» направлено обращение с просьбой дать разъяснение по указанным выше вопросам в технический комитет по стандартизации «Подшипники качения и скольжения» (ТК 307).

В настоящее время специалистами ООО «ИЦПВК» рассматривается ряд вопросов по технической документации, стандартам и другим нормативным документам, в которых требования к продукции железнодорожного назначения нуждаются в гармонизации.

© Евразия Вести XII 2017

www.eav.ru